Найти в Дзене
Пси-лаборатория

Архетипы психосоматики "Я краснею"

В этой статье я хотела бы рассмотреть метафорическое проявление психосоматики в мультфильме “Я краснею”. В нем ярко представлен образ подростка-девочки и ее телесные изменения, которые так зависят от психического состояния.

Еще в самом начале фильма школьница внезапно обнаруживает, что в момент стресса превращается в красную панду. Ей сложно совладать как с эмоциями, так и со своим телом. Родители рассказывает, что эти проявления уходят корнями в миф о прародительнице их семьи, которая была хранительницей духов красных панд. И здесь идет отсылка к архаичности тех проявлений, которые испытывает на себе современная девочка. При этом образ красной панды, животного, говорит об инстинктивном уровне. “По Фрейду, инстинкты - это первичные силы в человеческой жизни, и функционирование индивида будет привязано к балансу этих сил и внешнего мира в соот­ветствии с требования суперэго и принципом реальности. Индивид будет, таким образом, подавлять свою инстинктивную жизнь и свои желания, чтобы могла осуществляться интеграция на социальном уровне, - интеграция, в свою очередь порождающая тревогу и психические расстройства. Фрейд не мог признать, что эти существенные взаимодействия происходят из духовного человека, пребывающего не в борьбе с собой, а в поиске смысла”, говорится в книге Рамос Дениз Хименес, "Душа тела. Юнгианский подход к психосоматике". Так и в сюжете, семья призывает дочь подавлять в себе инстинктивные проявления для лучшей социализации и даже пройти для этого некий обряд.

Девочка соглашается, поскольку не может контролировать, или скорее, не чувствует контакт со своим телом и от этого происходит целый ряд ситуаций, дискомфортных для ребенка. Но, обратимся к ученым, которые изучали психоанализ: “Комплекс определяется Юнгом как «скопление фантазий, которое в силу своей автономности относительно независимо от центрального контроля сознания и в любой момент может перечеркнуть или подчинить себе намерения индивида». В неврозах комплексы подвергаются постоянным изменениям, а в психозах они остаются фиксированными, преграждая личности путь к продвижению вперед. Чем более интенсивен и более автономен комплекс, тем более внушительна симптоматика: «силь­ный комплекс обладает всеми характеристиками отдель­ной личности». Это и происходило с девочкой, когда в ситуации, задевающей ее личные комплексы, она превращалась в новое существо - большую красную панду.

Продолжая мысль Юнга о том, что, “Каждый комплекс, включая эго-комплекс, имеет специфический паттерн кинестетических образов и ощущений. Собственный образ тела - это часть эго-комплекса, как и все кинестетические ощущения, присутствующие в сознании и формирующие устойчивую и относительно стабильную структуру у нормального индивида”, мы можем снова обратиться к сюжету фильма. Девочка в процессе индивидуации, прямо в момент обряда (образной инициации), все же выбирает не коллективное (семейное), а индивидуальное и ее эго-комплекс интегрирует ее же инстинктивную часть. Обретая контроль над эмоциями она теперь может лучше понимать сигналы своего тела. Так, появления ее личной красной панды перестает быть иррациональными и бесконтрольными.

Но, вернемся ненадолго в процесс ее инициации: шаман произносит заветные слова, девочка погружается в транс и оказывается где-то в параллельной реальности. Здесь, в бамбуковом лесу ее подсознания происходит алхимический процесс - символизация феномена «психика-тело», который описывал сам Юнг. Девочка встречается со своей инстинктивной телесной пандой лицом к лицу, а также общается с хранительницей рода. Там то и происходит принятие своей исконной, инстинктивной телесности. Как описывал ученый: “результат алхимического взаимодей­ ствия следует искать не в теле, и не в душе, но: «в промежуточной области между разумом и материей, т. е. в психической сфере тонких тел, свойства которых проявляют себя как в ментальной, так и в материальной форме (...) когда психология слишком близко подходит к непроницаемой тьме - тогда промежуточная область тонких тел вновь оживает, и физическое и психическое заново смешиваются в неразличимым единстве».

В сюжете все симптомы, которые проявлялись в теле девочки были символичными. Они показывали ее “бессознательные содержания, стремящееся к интеграции в сознание”. Но, поскольку сознанию подростка трудно интегрировать возникающий символ” (а по сюжету фильма и взрослые не избегают этих сложностей) “Эго переходит на язык соматизации из-за невозможности осмыслить происходящее на абстрактном уровне”. Метафорический мир мультфильма запускает работу воображения и абстракции. Этот мультипликационный фильм дает молодым людям подсознательный мотив о том, что при должном внимании к своему телу, его проявлениями и сигналам, возможно обрести гораздо большее, чем просто статус и “лицо” в обществе. Можно обрести успешный опыт собственной индивидуации.

Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)