Найти тему
15K подписчиков

Врач сказал после операции: «Ваш ребенок будет лежачим»

12K прочитали
Арсену было 15, когда он впервые в жизни засобирался в летний лагерь. Из любопытства и чтобы поддержать друга. «Две недели тусоваться без маминого и папиного контроля – это же круто!

Арсену было 15, когда он впервые в жизни засобирался в летний лагерь. Из любопытства и чтобы поддержать друга. «Две недели тусоваться без маминого и папиного контроля – это же круто!» – думал подросток, собирая сумки. Раньше он едва мог уговорить маму отпустить его в гости с ночевкой, а тут – полная свобода! С согласия родителей.

До трагедии
До трагедии

Лагерь был частью санаторного комплекса «Радуга» и располагался на территории местного национального парка «Нижняя Кама» – между Елабугой и Набережными Челнами.

Первые дни там показались Арсену скучными. «Куда я приехал!» – внутренне терзался подросток. Он чувствовал себя некомфортно в многолюдных местах и уж тем более не представлял себя выступающим на сцене. Но день за днем «становилось все интереснее и интереснее». Узнав, что у него 2-й взрослый разряд по плаванию, Арсена назначили ответственным за спорт. И он очень скоро понял, что проводить по утрам разминку для большого коллектива – «это прикольно». Как и выступать на сцене. Ведь «на тебя смотрят обычные люди, и никто не скажет ничего плохого». Он полюбил и «ночные посиделки», во время которых можно было поговорить с ребятами по душам.

Середину смены, экватор, в лагере отмечали шумно – с конкурсами, футбольными соревнованиями. В тот день было настоящее августовское пекло… Бегать по футбольному полю Арсену совсем не хотелось. Очень тянуло на речку. Хотя купаться без присмотра вожатых не разрешалось.

«Зацени воду!» – предложили стоявшие на берегу ребята. Забыв про запреты, Арсен «шагнул в речку и провалился». «Ничего себе, как глубоко!» – отметил про себя он и поплыл.

Арсен с мамой
Арсен с мамой

На следующий день, сразу после завтрака вожатый объявил: «Ребята, идём на речку!» И Арсен прямо подпрыгнул от радости. «Сейчас я всем покажу свое мастерство!» – подумал он, доставая из тумбочки полотенце и свои профессиональные очки для плавания. Он видел, что многие ребята побежали в то место, где он накануне «провалился». «Попробую взять правее!» – решил он и с разбега нырнул в воду «щучкой». Что случилось потом, понять не мог. «Все тело вдруг онемело, в ушах звенело». Он как будто «слился с мутной водой», «чувствовал себя разряженной компьютерной мышкой, которая не может управлять своим персонажем». Арсен попытался звать на помощь, но тщетно. Стало темно… А потом в глаза ударил свет. Арсен увидел склонившихся над ним вожатых и услышал странный вопрос: «Ты ноги свои чувствуешь?» «А что со мной?» – едва смог выговорить он.

Арсен почувствовал, как медсестра что-то вколола ему в плечо. Перед тем, как снова наступила тьма, он услышал чей-то крик: «Не отключайся! Не спи!»

Когда подросток ненадолго пришел в себя, понял, что его везут на скорой в больницу. Дальше – обрывочные воспоминания… Печальный голос бабушки, повторяющей его имя. Потом томограф, где все «слишком шумело». «Тише, тише! – то и дело повторял Арсен. – Я спать хочу!» Сквозь сон он слышал разговоры врачей о том, что у него сломан позвоночник – шейный отдел, нужна операция. Из Казани вызвали нейрохирургов.

Чтобы помочь Арсену, перейдите по ссылке.

В реабилитационном центре
В реабилитационном центре

В операционной было очень холодно… Врачи надели на него маску и попросили сосчитать до десяти. Арсен сосчитал только до трех. Потом подумал: «Со мной все будет хорошо» и снова куда-то «провалился»…

Очнулся с трубкой во рту и увидел рядом маму. Попробовал пошевелить языком, но тот прилип к щеке. Ему пришлось приложить усилия, чтобы прошептать: «Пить!» После глотка воды из шприца стало легче. «Со мной все будет хорошо!» – снова пронеслось у него в голове.

Когда мама в очередной раз пришла его навестить и спросила: «Сынок, как твои дела?», Арсен уверенно ответил: «Мамочка, не переживай! Я не то что ходить – летать буду!» А она лишь грустно улыбнулась. Вспомнила слова врача сразу после операции: «Ваш ребенок будет лежачим».

Из больницы в Набережных Челнах Арсена вскоре после операции отправили в Казань – долечиваться. Там же началась реабилитация. В память подростка врезались слова одного доктора: «Самая ужасная боль не физическая, а моральная. Это будет долгий путь, и ты должен его пройти». У Арсена тогда было ощущение, будто он переехал в новую квартиру. В старой все было обустроено, комфортно, а тут – пусто и нужно все начинать с нуля. «Руки не шевелятся, ноги ничего не чувствуют – ужас! Но их нужно заставить работать!» – не раз проносилось у него в голове.

Когда Арсена впервые высадили в коляску, он почувствовал такую радость, будто ходить начал. «Можно я еще посижу?» – упрашивал он врачей, несмотря на болезненные пролежни. И ему разрешали.

Арсену было 15, когда он впервые в жизни засобирался в летний лагерь. Из любопытства и чтобы поддержать друга. «Две недели тусоваться без маминого и папиного контроля – это же круто!-5

За 2 года после травмы он прошел несколько курсов реабилитации – в Казани, Санкт-Петербурге, Москве. У него зашевелились и стали сгибаться руки, кисти, но нерабочими пока остаются пальцы. «Я как человечек из конструктора Лего», – улыбается Арсен. Он научился просовывать большой палец между средним и указательным и печатать текст на компьютере, отправлять сообщения в телефоне. Сам ест, может побриться, неплохо держит спину, пересаживается с коляски на кровать и по 20 минут стоит в ходунках.

Ему обидно, когда кто-то обесценивает его усилия, считает ерундой то, чему он уже смог научиться через невероятную боль. Арсен по-прежнему уверен, что все у него будет хорошо. Он обязательно восстановится, а потом будет двигаться дальше к осуществлению своей мечты: окончит среднюю и архитектурную школы, поступит в вуз на промышленный дизайн и будет рисовать автомобили. Помогите Арсену, продолжить реабилитацию он может только платно, а она очень дорогая.

Чтобы помочь Арсену, перейдите по ссылке.

Арсену было 15, когда он впервые в жизни засобирался в летний лагерь. Из любопытства и чтобы поддержать друга. «Две недели тусоваться без маминого и папиного контроля – это же круто!-6