Найти в Дзене

Угадай станцию, спасшую жизнь своему создателю

Оглавление
Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции в первом комментарии после статьи.

Станция была открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка Московского метро и должна была стать самой главной для всей подземки: все ветки метро должны были сходиться на этой станции. Как же иначе, если именно она должна была стать входом в грандиозный Дворец Советов, самое крупное здание человечества со статуей Ленина больше ста метров на вершине! (Фото из открытых источников).

По проекту станция должна была стать частью дворца. Дворец Советов так и не построили, а станция больше двадцати лет носила его имя. Переименовали ее только в 1957 году.

Вопрос о строительстве станции был решен в июне 1934 года, окончательный проект закончен к 1 июля, а к январю 1935 года, через 180 дней после начала работ, строительство станции было полностью завершено.

Станция колонная трехпролетная мелкого заложения (13 м). Авторы станции А.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг, наземного павильона архитектор С.М. Кравец. Проект станции был удостоен Гран-при на Международных выставках 1937 и 1958 годов в Париже и Брюсселе, а также Сталинской премии третьей степени в 1941 году.

Наземный павильон

Наземный павильон напоминает парковую постройку. Его автор архитектор С.М. Кравец.

Подковообразное здание с кессонированной аркой посередине, по бокам два застекленных павильона для разделения входящего и выходящего потоков.

По лестнице сначала попадаем в небольшой кассовый зал, в котором со временем поменяли напольное покрытие и свет, протянули огромное количество кабелей (неужели нельзя придумать что-то более эстетичное).

После кассового зала идет длинный коридор, да еще с поворотом. А вы не задумывались, почему на первых станциях от наземного павильона к центральному залу станции ведут длинные коридоры? Говорят, чтобы сверху по расположению наземного павильона нельзя было понять, где расположена сама станция.

-5

Первым делом поменяли метлахскую плитку на полу: не выдержала такого пассажиропотока, затем, в обязательном порядке, светильники, а потом облицевали колонны: они теперь не круглые, а граненные (как стакан), с "капителями" сверху.

-6

При открытии на лестнице от аванзала к центральному залу были установлены кадки с пальмами.

Наземный павильон в разные годы:

Центральный зал

Подземное пространство станции, по замыслу архитектора Алексея Душкина, должно было напоминать знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса.

По окончании строительства Дворца Советов платформенный зал станции должен был соединяться с вестибюлями Дворца, то есть должен был стать аванзалом дворца. Именно поэтому у станции самая широкая (15 м) платформа среди станций первой очереди. Если вы внимательно посмотрите на колонны станции, то увидите, что среди 10-тигранных колон две пары квадратных в сечении колонн с каждой стороны зала. По некоторым данным, между этими колоннами должны были пройти лестницы, соединяющие станцию с Дворцом Советов. По другим данным тут находится деформационный шов, увеличивающий нагрузку на колонны.

Май 2024
Май 2024

Колонны зала, облицованные белым уральским мрамором (коелга), имеют форму грандиозных торшеров, дающих освещение зала.

1935. Обратите внимание на выделенную часть платформы на уровне первой колонны на фото. Говорят, так помечали на платформе у первых станций места для детей.
1935. Обратите внимание на выделенную часть платформы на уровне первой колонны на фото. Говорят, так помечали на платформе у первых станций места для детей.

В верхней части колонны плавно переходят в потолок, имеющий сложный рисунок:

-12

Белые колонны станции (совсем не от разрушенного храма Христа Спасителя, как иногда говорят), отраженный свет вместе со светло-серым, почти белым цветом облицованных шестигранной плиткой путевых стен должны были создавать мягкую и торжественную гамму.

Ночью на станции, 1940. Здесь хорошо видна первоначальная отделка путевой стены метлахской шестигранной плиткой
Ночью на станции, 1940. Здесь хорошо видна первоначальная отделка путевой стены метлахской шестигранной плиткой

Зал станции освещается спрятанными в раструбы колонн светильниками. Чиновники попросили Душкина скорректировать проект, добавив подвесные шарообразные лампы, как на некоторых других станциях. Перед очередной комиссией уже в процессе строительства архитектор распорядился кинуть временную проводку, смастерить пример раструба из фанеры и воткнуть в него нужное количество лампочек. Пробная демонстрация освещения поразила комиссию, и вариант с подвесными светящимися шарами больше не обсуждался.

1958. Асфальт на полу уже заменили гранитными плитами
1958. Асфальт на полу уже заменили гранитными плитами

В 1997 году был открыт северный выход, ведущий в подземные переходы. На станции оба выхода сделаны одинаково.

Интересные факты

Немножко фотографий строительства станции (источник: https://www.mirmetro.net/moscow/cruise/01/21_kropotkinskaya):

Когда Каганович показывал станцию делегации, в которую входили нарком иностранных дел Максим Литвинов и министр иностранных дел Англии лорд Антони Иден. Посол Англии был приятно поражен и попросил познакомить его с создателями станции. Каганович спросил, где же Душкин? Стали разбираться, оказалось, что архитектор попал в нелепую историю. Как-то однажды шёл по Москве, одет был на английский манер: в костюме, шляпе, сапогах, а паспорт дома забыл. Чекистам показался подозрительным его внешний вид, подумали, не иностранный шпион ли? Отвезли прямо на Лубянку, затащили в карцер, оттуда в Бутырскую тюрьму, где он просидел 2 месяца. Каганович, получив удививший его ответ, велел немедленно освободить архитектора. Если бы не делегация, неизвестно, как бы дальше сложилась бы жизнь архитектора.

По легенде, Каганович, увидев проект, возмутился сходством с дворцом, но архитектор не растерялся: «у них дворцы для фараонов, а у нас — для народа!»

5 декабря 2008 года, в день кончины патриарха Алексия II, общественное движение «Возвращение» предложило переименовать станцию в «Патриаршую».

В ночь на 16 мая 2010 года на станции проходил ночной концерт камерного оркестра «Kremlin»:

Источник: https://quantum.livejournal.com/50515.html
Источник: https://quantum.livejournal.com/50515.html

В мае 2016 года в честь дня рождения метро на станции состоялся ночной концерт. На этот раз это была опера «Сельская честь» итальянского композитора Пьетро Масканьи.

 Источник: https://russos.livejournal.com/1308835.html
Источник: https://russos.livejournal.com/1308835.html

Станция Дворец Советов вызвала бурю восторга. Нравилось здесь все: и дворцовое пространство, и строгость оформления, и даже пальмы в кадках, которые расставили между колоннами, подчеркивая их родство с природными формами. Эта станция и сегодня остается одним из неофициальных символов города. Правда под другим названием, которое она получила в 1957 году.

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.

Другие статьи про метро читайте здесь.

ИСТОЧНИКИ

«Архитектура Московского метро». Сборник статей. М. : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936

Душкина Т.Д. Как рождались образы станций

Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель

Как мы строили метро. Сборник статей. М. : Гoсудapственнoе издaтельство «Иcтория фaбрик и завoдoв», 1935

Мир метро. Сайт о метро в мире.

Пять лет Московского метро. Сборник статей/Ответственный редактор Шиловский В. А.; Московский метрополитен имени Л. М. Кагановича. М. : Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1940

Сайт старых фотографий