Найти в Дзене
WorkTruck

Зачем «КАМАЗ» полез в грузоперевозки?

Оглавление

Новость о том, что КАМАЗ перекупил компанию АО «Национальный перевозчик» порядком взбаламутила рынок. Есть ли перспективы в этой отрасли для автогиганта с его административными, финансовыми и техническими возможностями?

Давайте разбираться. Поехали!

Точка А

Ну тут все ок. За КАМАЗ можно только порадоваться. Выручка за прошлый год по РСБУ показала неплохие 6,9% или 267,3 млрд рублей. Как бы намекая на свое лидерство, в рамках Международного форума автомобилестроения директор по маркетингу завода в Набережных Челнах Ашот Арутюнян  взял и заявил:

  • Показатели — финансовая выручка, EBITDA (объем прибыли до вычета налогов и некоторых других расходов), соотношение долга к EBITDA бесподобны;

Рост прибыли к 2030 году составит +200%. На этом фоне акции автобренда (внезапно) стали дороже на 5,47% (257,9 рубля за шт.). Во как!

На эти откровения есть свои основания. Так, гендиректор КАМАЗа обмолвился акционерам о рекордных дивидендах за 2022 года. Уход с рынка европейских игроков оказался для автопроизводителя из Татарстана благом.  Да, остались только китайцы. Но надо понимать, что всех мощностей КАМАЗа на Россию не хватит.

И товарищи из поднебесной активно наступают на пятки:

  • Июль 2023 года - новых «КАМАЗов» продано 2 618 экземпляров, а следом  SITRAK - 2 550 штук, Shacman 2 081 штук, FAW 1 608 штук и Howo 563 штуки.

И вторая новость - КАМАЗ купил логистическую компанию «Национальный перевозчик». Неужели автогигант заходит на рынок грузоперевозок?

Потом пресс-служба КАМАЗа постаралась обыграть это ледяным спокойствием. Ведь сорвалась помпезная сентябрьская презентация проекта. А руководитель пресс-службы завода Олег Афанасьев канцелярским тоном отрезал, что “заявления Арутюняна преждевременны и не входят в его компетенцию”. Ага-ага.

Новый игрок?

Давайте изучать подноготную «Национального перевозчика». В планах компании:

  • FTL-перевозки посредством  собственного парка машин и наемных водителей;
  • Для начала, мощности составят 400 сцепок тягачей и полуприцепов (сухие-, шторные и  рефрижераторы);
  • Сохранить договоренности с крупными клиентами: маркетплейсы, ритейл, сегменты FMCG и DIY.

Автопарк будет состоять из 1 000 современных КАМАЗов (логично), а ЗП водителя составит от 135 000 рублей.

И сразу же вопрос. Откуда КАМАЗ наберете 1 000 водителей-профи. ЗП все-таки стандартная, уточнили эксперты из национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс». Глобальный дефицит водителей составляет 25%.

Известно, что будут перевозить грузы дизельные „КАМАЗы К5“ 2023 года выпуска. Пока направление перевозок: Урал и Сибирь.

НО! КАМАЗ столкнется с жесткой конкуренцией и по-честному ее не выиграть, считают эксперты. Дефицит кадров, расходы на содержание автопарка. Опять-таки поиск клиентов никто не отменял, резюмирует глава комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников.

Впрочем, есть и плюсы. Мощная финансовая подпитка от головного офиса и возможность покупать тягачи со скидкой. Но тут надо учитывать, что перевозки - это низкодоходный бизнес и игра в долгую.

Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин предположил, что КАМАЗу лучше выходить на перевозки сборных посылок весом до 30-кг. Тут маржа высокая. Все остальное - сыпучие грузы, зерно, стройматериалы такой привлекательностью не обладают.

И еще вопрос- где брать водителей? Даже ЗП 150 000- 180 000 рублей не гарантирует притока кадров. А ЗП выше рынка, к этому еще надо подобраться.

Главред журнала «За рулем» Максим Кадаков считает выход КАМАЗа на тему логистики логичной. Все зависит от масштабов. Если они набирают 100 водителей - это ничего не меняет. А вот 1 000 водителей - уже хорошее решение для клиентов.

Глава общероссийской общественной организации «Водители России» Олег Торош также выразил сомнения в успешном поиске водителей. Плюсом потенциальную проблему поиска заказчиков может решить государственная поддержка Но для этого компания должна транслировать некое государственно-частного партнерство со всеми возможными бюджетными поддержками, уверен эксперт.

Как-то так, друзья. Или стрельнет, или нет.

Желаем всем терпения и удачи!