Найти тему

Проследим последний маршрут "Арктика"

Со всеми этими многочисленными битвами, а также рассказами про путешествия А.П. Чехова, мы как-то совсем оставили в стороне тему кораблекрушений. Поэтому, дойдя до середины гугенотских войн (мы посмотрели четыре из восьми), предлагаю немного отвлечься и проследить трагичную судьбу красивейшего судна "Арктик", которое было одним из самых роскошных в то время.

Середина XIX века - время начала активных путешествий между Европой и Северной Америкой, что стало возможно благодаря широкому использованию паровых машин. Часть пароходов была по-прежнему деревянной, другие обладали металлическими корпусами. И при этом началась активная конкуренция между пароходными компаниями за пальму первенства на основной в те времена линии - Ливерпуль - Нью-Йорк.

В наши дни популярный сервис SeaRates показывает расстояние морем между этими портами около 3000 морских миль. И в среднем на доставку груза с учетом логистики в наши дни должно уходить 7-9 дней. Удивительно, но более полутора веков назад время радикально не отличалось.

Ливерпуль - Нью-Йорк. SeaRates\
Ливерпуль - Нью-Йорк. SeaRates\

Корабль вышел из Ливерпуля 20 сентября 1854 года. Вот так выглядит в наши дни порт этого города:

Порт Ливерпуля. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Порт Ливерпуля. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

21 сентября прошли южную оконечность Ирландии. Там расположен остров Clear Island. По прямой от Ливерпуля до этих мест около 500 км, но морем будет чуть больше, из-за необходимости огибать вдающиеся в Ирландское море участки сшуи:

Ливерпуль - Клир-Айленд. Яндекс.Карты
Ливерпуль - Клир-Айленд. Яндекс.Карты

Вот фотография этого небольшого острова (примерно 5 км в длину и 1,9 км в ширину):

Клир-Айленд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Клир-Айленд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и маяк на юго-западной оконечности острова:

Маяк на Клир-Айленд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Маяк на Клир-Айленд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а дальше был уже прямой маршрут до Ньюфаундленда, где в это время года очень сильные туманы. Судно примерно и двигалось со скоростью 500 км/дн. Весьма неплохая скорость.

Вот не доходя примерно 60 миль до юго-восточной оконечности острова - мыса Рэйс - пароход "Арктик" столкнулся с французским судном "Веста", которое было уже с металлическим корпусом. И на первый взгляд казалось, что "Веста" получила гораздо более серьезные повреждения. Однако в итоге французский корабль своим ходом смог дойти до порта Сент-Джонс на Ньюфаундленде. В наши дни это столица провинции Ньюфаундленд и Лабрадор с населением около 100 тыс. чел. И это одно из самых старых поселений европейцев в Северной Америке. Причем первые сто лет большая часть людей жили здесь только летом, а на зиму уходили в более теплые края. Именно в Сент-Джонсе в 1901 году Маркони принял первый трансатлантический радиосигнал из Англии. Вот был бы телеграф на "Арктике" в 1854 году, спаслось бы намного больше людей.

А так "Арктик" затонул примерно в 20 милях от берега (капитан всеми силами старался довести его как можно ближе к суше, но корабль потерял ход. А дальше как в том грустном лозунге - спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Спаслось 85 человек. Все мужчины. Две шлюпки достигли берега, а затем вообще смогли самостоятельно добраться до порта Сент-Джонс, что в 100 км к северу. Часть людей спасли другие суда.

Расстояние от мыса Р\йс до Сент-Джонса. Яндекс.Карты
Расстояние от мыса Р\йс до Сент-Джонса. Яндекс.Карты

Ну а мы можем полюбоваться суровой красотой Ньюфаундленда, куда мы не заглядывали давным-давно. Вот фотографии побережья около Cape Race.

Вид с воды на маяк Cape Race. Фото Google.Earth
Вид с воды на маяк Cape Race. Фото Google.Earth

А вот и панорама восточного побережья Ньюфаундленда с его почти отвесными скалами, уходящими прямо в океан почти без линии пляжа

Восточное побережье Ньюфаундленда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Восточное побережье Ньюфаундленда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а вот и город Сент-Джонс на северо-востоке острова:

Сент-Джонс. Фото из Google.Earth
Сент-Джонс. Фото из Google.Earth

В наши дни попасть в Сент-Джонс проще всего воздухом. Ежедневно местный аэропорт принимает десятки рейсов, львиная доля которых приходится на Торонто, Монреаль и Галифакс. Есть и более дальние маршруты в Эдмонтон и Калгари. Например, время в пути до Эдмонтона около 6 часов, Но более десятка рейсов для городка с населением 100 тыс. чел. - это очень неплохо. Кстати, из Сент-Джонса в начале ХХ века стартовали и первые трансатлантические перелеты. А вплоть до 1988 года на Ньюфаундленде была и железная дорога. Но затем ее вроде как закрыли. Здесь же и трансканадское шоссе заканчивается.

На этом все. Спасибо, что читаете мой канал. До встречи!