Дирижабль (от франц. dirigeable — управляемый) - вид воздушного судна, снабжённого силовой установкой и способный передвигаться в заданном направлении со значительной скоростью в большом диапазоне высот.
Изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари Шарль Мёнье. Его дирижабль должен был быть сделан в форме эллипсоида. Управляемость должна была быть осуществлена с помощью трёх пропеллеров, вращаемых вручную усилиями 80 человек. Его идеи заимствовали многие изобретатели, но аппараты были недолговечны и чрезвычайно непрочны. Регулярные управляемые полёты не совершались до появления двигателя внутреннего сгорания.
Строительство первых дирижаблей-Цеппелинов началось в 1899 году. Оно было организовано Графом фон Цеппелином. Первый полёт Цеппелина состоялся 2 июля 1900 года. К 1929 г. технология дирижаблестроения весьма продвинулась и дирижабль "Граф Цеппелин" с тремя промежуточными посадками совершил свой кругосветный перелёт.
В Советском Союзе в 1931 году была создана организация «Дирижаблестрой», которая должна была проектировать, производить и эксплуатировать дирижабли. Для организации производства дирижаблей в СССР был приглашён конструктор Умберто Нобиле.
В 1934 году за несколько дней до 17-й годовщины Октября впервые поднялся в воздух дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», а в 1937 году он установил мировой рекорд продолжительности полёта — 130 часов 27 минут. К сожалению, у этого дирижабля печальная судьба, но не будем грустном.
Естественно, все эти события и стремительное развитие дирижаблестроения не прошли мимо и ёлочных игрушек ссср.
Как и раньше обратимся к Прейскуранту отпускных цен на ёлочные украшения 1938г - это считай одна из главных настольных книг по старым ёлочным украшениям:
Дирижабли выпускались в различных формах и материалах. Картонаж:
У меня в коллекции нет дирижабля СССР-В6 «Осоавиахим», поэтому покажу фото из книги О.Галеевой "Первые советские ёлочные украшения 1936-1940гг":
Штампованная вата:
Ну и, конечно, стекло:
В моей коллекции есть несколько дирижаблей. Реставрацию одного из которых я сегодня покажу.
Вот такой чудесный голубой дирижабль недавно я приобрела.
У него очень хорошее состояние по краске, но при этом была отколота часть то ли трубочки, то ли носа.
Подвес родной, очень старый, но очень и очень жесткий. Я сначала было думала его вытащить, но настолько он крепко там сидит, что решила не рисковать игрушкой и оставила его на месте.
Сколотая часть, вероятно, это трубочка (выдувное отверстие), которое не запаяли про выдувке. Но я решила, что сделаю образ игрушки завершенным и закрою отверстие полностью.
С помощью густой эпоксидки Поксипол я заделала скол и придала более-менее похожую на округлость форму.
После высыхания эпоксидки, немного отшлифовала рельеф и покрыла лаком для выравнивания стыков.
Ну и самый последний этап - это окраска. Тут все просто. Для серебряного цвета в СССР использовали серебрянку. Но я использую японскую краску Тамия (к сожалению, они ушли с российского рынка), её оттенок совпадает с серебрянкой.
Результат:
Вот такой красавец голубого цвета пополнил мою коллекцию.
Кстати, вы обращали внимание, что синий и голубой оттенки в окраске елочных игрушек ссср очень редко встречаются? А все потому, что синий краситель был весьма дорогим.
Есть ли у вас в коллекциях игрушки в виде дирижаблей?
П.С. Приветствую своих подписчиков. Мой канал на Дзене не ради заработка, а для души. Для меня ценны ваши комментарии, идеи, опыт, вопросы и тд. Буду рада вашим рассказам о ёлочных игрушках, опыте реставрации и вашим вопросам.