«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают».
С конца августа на Руси отмечали три православных праздника, три Спаса, в которых тесно переплелись христианские традиции и языческие верования. Самый первый — Медовый, названный так потому, что к этому времени обычно начинался сбор меда, ведь считалось, что пчелы уже успевали сделать соты и могли начать воровать чужой мед у соседей.
Вместе со свежим медом крестьяне несли в церковь и головки созревшего мака — отсюда и второе название праздника — Маковей. Третье — Мокрый, потому что священники начинали освящать водоемы и колодцы.
Середина августа — это и начало Успенского поста, поэтому угощения становились более простыми: на столах появлялись коврижки, блины с медом, сбитни и еще некоторые необычные блюда. О них и расскажем.
🍯 Огурцы с медом, или монастырский бутерброд (кстати, одно из любимых кушаний Ивана Грозного). Самый простой способ приготовления — намазать на огурцы немного меда, более сложный — нарезать их кубиками и выварить в меду в печи. После этого их фактура становилась прозрачной, а внутренности приобретали медово-соленый вкус.
🍯 Леваши, или «род пирожка, либо без начинки, либо с начинкою в одном углу, вздуваемый на сковороде». Их готовили из толченых ягод — в ход шли калина, рябина, земляника, брусника или смородина — с патокой или медом. За счет состава и способа приготовления растертая ягодная масса могла «дожить» даже до следующего лета.
🍯 Маковики, маканцы или команики — коржики из меда и мака. А вот и рецепт: «Зерна мака толкли, а чаще всего мяли в специальной ступке до тех пор, пока не получалась сплошная "кашка". К ней добавляли соответственное количество меда и все это размешивали с мукой. Потом тесто раскатывали, разрезали на коржики и выпекали в печи».