Первый в мире штраф за превышение скорости был вручён 28 января 1896 года в городе Паддок-Вуд человеку по имени Уолтер Арнольд. Арнольд промчался по городу со скоростью, в четыре раза превышающей установленную. Патрульному на велосипеде пришлось гнаться за нарушителем целых пять миль, прежде чем остановить его за езду на скорости 8 миль/час (почти 13 км/ч) — да ещё и без сопровождающего, который должен был размахивать флагом.
Хотя на самом деле винить Арнольда нельзя. Ведь к тому моменту, когда его вызвали в суд и оштрафовали на шиллинг, спидометр даже не был изобретён!
Первый автомобильный спидометр появился благодаря Артуру Пратту Уорнеру из Warner Electric Company, который адаптировал для этой задачи прибор, используемый для измерения скорости промышленных режущих инструментов. Первым автомобилем, который оснастили спидометром, стал Oldsmobile Curved Dash Runabout, выпущенный в 1901 году. А год спустя устройство для мгновенного измерения скорости автомобиля запатентовал немецкий инженер Отто Шульце.
В основе запатентованной Шульце технологии лежали вихревые токи, создаваемые магнитом, что позволяло замерять частоту вращения колёс и выводить результат на циферблат приборной панели (далее приведу небольшой отрывок из русскоязычной статьи, в которой подробно описан принцип работы знакомого всем устройства).
«В качестве указателя скорости на приборной панели используется стрелочный прибор, работа которого основана на принципе магнитной индукции. Передача вращения от датчика на указатель скорости производится с помощью гибкого приводного тросика из нескольких витых стальных нитей с четырёхгранным наконечником на обоих концах. Тросик свободно вращается вокруг своей оси в специальной защитной оболочке. Исполнительный механизм состоит из постоянного магнита, который насажен на приводной тросик и вращается вместе с ним, а также алюминиевого цилиндра или диска, на оси которого закреплена стрелка спидометра. Металлический корпус защищает конструкцию от воздействия внешних магнитных полей, которые могли бы исказить показания прибора.
Вращение магнита вызывает вихревые токи в немагнитном материале (алюминии). Взаимодействие с магнитным полем вращающегося магнита заставляет вращаться и алюминиевый диск. Однако наличие возвратной пружины приводит к тому, что диск, а вместе с ним и стрелка указателя, лишь поворачиваются на некоторый угол, пропорциональный скорости движения автомобиля».
На протяжении какого-то времени даже существовало требование, согласно которому у транспортных средств должно было быть два спидометра: один — чтобы на него смотрел сам водитель, а другой, более крупного размера — чтобы его было хорошо видно сотрудникам полиции. К счастью, когда лимиты скорости увеличились, эта довольно нелепая идея приказала долго жить.
К 1910 году спидометр вошёл в перечень стандартного оборудования, и устройство, основанное на вихревых токах, оставалось единственным жизнеспособным вариантом до 1980-х годов. Предпринимались и другие попытки с использованием, например, центробежной силы, но ни одно из устройств не было столь же надежным. Пока, наконец, не появился цифровой спидометр.
По иронии судьбы первая цифровая приборка появилась в седане Aston Martin Lagonda 1976 года, печально известном своей капризной электроникой. Скорость автомобиля отображалась в виде цифр на ЭЛТ-дисплее, не имевшем прямой механической связи с трансмиссией или колёсами. Сигнал от датчика передавался по проводам — способ, который вскоре переняли другие автомобильные производители.
Проблема с ошибочными показаниями спидометра существовала всегда (хотя, судя по всему, у Лагонды он был впечатляюще точным), поэтому законы Великобритании требуют, чтобы устройство никогда не занижало отображаемую скорость и не завышало её больше, чем на 10 процентов. Плюс допустимая погрешность в 2,5 мили/час (около 4 км/ч). А это значит, что если вы когда-нибудь окажетесь в ситуации, в которой оказался Уолтер Арнольд, у вас не получится свалить вину на спидометр.
Источник: Nik Berg / Hagerty
Что скажете, друзья? Бывали ли у вас ситуации, когда штраф за превышение скорости приходил по ошибке?