«Десятка» стала первым серийным автомобилем из Тольятти, разработанным уже в новой России. И едва стартовав, эта модель быстро начала обрастать интересными модификациями.
Самые быстрые
В 1996-м, когда «десятку» еще только готовили к производству, на Московском автосалоне показали по тем временам сенсационный седан ВАЗ-21106 с полуофициальным названием «Желтая акула».
Машина получила ультрамодный для 1990-х обвес кузова. Но главное — 2-литровый двигатель Opel мощностью 150 л.с. Максимальная скорость такой «десятки» превышала 200 км/ч.
Большинство восприняло этот автомобиль как выставочный шоу-стоппер. Но дочерняя компания АВТОВАЗа «Моторика» развернула мелкосерийное производство ВАЗ-21106.
Правда, в начале 2000-х седан стоил около 13 тысяч долларов. Так что покупателей было немного.
Однако помимо четырехдверного седана можно было купить и совсем эксклюзивную 150-сильную двухдверную версию — ВАЗ-21106С купе. Но такие машины делали по единичным заказам.
Еще одна экзотическая версия «десятки», вернее, хэтчбека ВАЗ-2112, – трехдверный ВАЗ-21123 (он же Лада-112 Купе). Этот мелкосерийный автомобиль оснащали отечественным, но более мощным, чем стандартный, 1,8-литровым 98-сильным двигателем.
Среди скоростных модификаций ВАЗ-2110, которые в небольших количествах делали тольяттинские фирмы, наиболее интересная и крутая — Лада-1,6 ТМС фирмы «Торгмашсервис». Мощность отечественного двигателя рабочим объемом 1,6 л довели до 130 л.с. при 5700 об/мин. Крутящий момент подняли до 145 Н.м при 4200 об/мин.
Такой седан достигал 200 км/ч, а «сотню» набирал за 10,5 с. И это была одна из самых быстрых серийных «десяток».
Тюнинг: легкий и тяжелый
Не успел ВАЗ-2110 примелькаться на дорогах, как в опытно-промышленном производстве (ОПП) ВАЗа в небольших количествах стали делать тюнинговые машины.
В частности, фейслифтинговый ВАЗ-2110Т (по заводской индексации – ВАЗ-21103-010/03). А вскоре за тюнинг взялись множество близких к ВАЗу компаний.
Среди них был и симпатичный ВАЗ-2110М производства фирмы Компакт-S, который в заводских проспектах называли ВАЗ-2110 Евро.
Более смелыми и эпатажными выглядели машины тольяттинской фирмы «Апал» (в том числе на основе хэтчбека ВАЗ-2112). Комплект подобных декоративных деталей предлагали и для седанов, и даже для универсалов ВАЗ-2111.
На базе стандартного седана сделали и заводскую версию ВАЗ-21108 Премьер — с увеличенной на 175 мм колесной базой. Удлиненные машины выпускала дочерняя фирма «Суперавто». На ВАЗ-21108 устанавливали 91-сильные двигатели. Кстати, на черных Премьерах возили заводское руководство.
Фирма «Бронто», известная в том числе и производством инкассаторских бронеавтомобилей на базе Нивы, сделала седан ВАЗ-21108 VIP.
Внешне машина отличалась от удлиненной версии цельными (без вставок) стеклами длинных задних дверей. Любопытно, что такой автомобиль предлагали и в варианте с бронированной задней частью кузова.
Если ВАЗ-21108 был мелкосерийным и даже сейчас встречается на вторичном рынке, то более длинная «десятка» так и не нашла реальных покупателей. Этот автомобиль создали во времена, когда мода на «растянутые» отечественные автомобили достигла пика.
ВАЗ-21109 Консул длиной 4913 мм и с базой 3142 мм (у стандартного седана – 2492 мм) внутри отделали настолько роскошно, насколько это было возможно в России в конце 1990-х. На машине стоял серийный 16-клапанный двигатель объемом 1,5 л и мощностью 91 л.с. По неофициальным данным, сделали всего пару Консулов.
Полный привод: высокий и низкий
Сначала фирма Лада-Консул строила полноприводные автомобили с кузовами ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109. Трехдверный хэтчбек ВАЗ-210834 и пятидверный ВАЗ-210934 с собственным именем Тарзан оснащали силовыми агрегатами от ВАЗ-21213, установленными продольно, как и в Ниве.
Двигатель объемом 1,7 л развивал 81 л.с. Предусматривали и мотор объемом 1,8 л, мощностью 80 л.с. Пятиступенчатую коробку передач и двухступенчатую раздатку тоже позаимствовали у Нивы. Редуктор заднего привода был однотипным с передним, поэтому Тарзан имел независимые подвески и дисковые тормоза не только спереди, но и сзади. Кузов стоял на оригинальной раме, а дорожный просвет составлял 220 мм.
Аналогичную версию сделали и на основе ВАЗ-2111. Полноприводный универсал ВАЗ-2111-90, он же Тарзан-2, тоже базировался на узлах и агрегатах Нивы ВАЗ-21214. На них устанавливали двигатели рабочим объемом 1,7 и 1,8 л мощностью 80-88 л.с. Но построили таких Тарзанов совсем немного – спрос был невелик.
Как и другие полноприводные машины на основе ВАЗ-2111. ВАЗ-2116-04 с торговым именем Lada 111 GTI 2.0 4х4 сделали в 2001 году. По идеологии автомобиль напоминал Audi Quattro, Subaru и аналогичные конструкции других фирм.
ВАЗ-2116-04 оснастили 150-сильным двигателем Opel, который ставили на ВАЗ-21106, и импортными узлами трансмиссии. Подготовили и более бюджетный вариант ВАЗ-2113-04 с отечественным двигателем рабочим объемом 1,5 л, мощностью 88 л.с. Но в серию не пошла ни одна из полноприводных версий.
Сегодня редкие «десятки», которые все-таки стали мелкосерийными, иногда встречаются на вторичном рынке и вызывают интерес у коллекционеров. Ведь эти автомобили, пусть и совсем не старые, но тоже раритеты.