Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлом тексте мы перешли к 3-ей главе послания к галатам апостола Павла, где он размышляет о том, надо ли христианину исполнять закон Моисея.
Савл приводит цитату, которая вводит комментаторов в замешательств своим происхождением. Вероятно, выше он имел в виду все же вторую из двух возможных цитат:
“и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего” [Быт. 22:18],
потому что теперь из нее делает специфический вывод: оказывается “в семени” нужно понимать не как “в потомках”, а как только в одном единственном потомке - Иисусе:
“Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос” [Гал. 3:16].
Апостол язычников добавляет, что закон, полученный Моисеем, не отменяет обещания Бога о пришествии “семени”:
“Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утверждённого, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу” [Гал. 3:17].
Вот тут Павел пытается объяснить зачем Бог дал закон, если от его клятвы пришлось искупать:
“Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование” [Гал. 3:19].
Получается, что были преступления, и для их пресечения Бог дал закон. Так? А вот и нет! По мнению Савла, закон - причина грехов:
“Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа” [Гал. 3:21-22].
Апостол язычников уточняет, что закон как бы вел к Иисусу, а после его мученической смерти и воскрешения, когда люди крестились, они как бы становились самим Спасителем, т.е. тем самым семенем, о котором Бог говорил Аврааму:
“Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” [Гал. 3:24-27].
Автор уверен, что после пришествия Иисуса нет разницы между верующими:
“Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” [Гал. 3:28].
Однако, тут же добавляет, что все христиане - евреи:
“Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники” [Гал. 3:29].
А кем еще могут бы те, кто “семя Авраамово”?
На этом 3-я глава послания к галатам апостола Павла завершается, в следующей публикации нас ждет 4-ая.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Цикл по Библии:
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, Послание к римлянам - начало здесь, 1-ое послание к коринфянам - начало здесь, 2-ое послание к коринфянам - начало здесь, Послание к галатам - начало здесь