«Япония пошла по пути Западной Европы, введя санкции на поставки в Россию автомобильной техники. Но, как мы с вами видим, европейские автомобили с российских дорог никуда не исчезли. Для желающих есть и пути поставки, и возможности приобретения в рамках параллельного импорта, но при этом увеличивается стоимость конечного продукта. По оценкам специалистов «Ключавто», размер транспортной составляющей (расходы на доставку авто) достигает 400 000 рублей», – комментирует ситуацию к. э. н., доцент кафедры управления транспортными комплексами ГУУ Артем Меренков.
Возможной проблемой в организации параллельного импорта является тот факт, что характерная черта японского импорта в Россию – это праворульные автомобили, которые разрешены не во всех странах, подходящих для альтернативных поставок, обращает внимание Меренков.
Вне зависимости от решений и возможностей параллельного импорта, взаимодействия с дружественными странами ключевым для развития рынка автомобильного бизнеса в России является собственное производство с акцентом на разработку отечественных технологических платформ. Только этот путь позволит обеспечить достаточное предложение потребителям по разумным ценам, высказывает свое мнение эксперт.
«Японские машины популярны не столько в России, сколько на Дальнем Востоке. Там они широко используются — и праворульные, и с пробегом. В целом по России они почти ушли. Вопрос в том, насколько параллельный импорт организует поставки или будет замена китайскими авто, которые нарастили продажи до 540%, как следует из опубликованной статистики. Мы на своем рынке замены найдем», — считает доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления транспортными комплексами ГУУ Алексей Степанов.
Замена японским шинам
© РИАМО, Николай Корешков
В отношении шин происходят аналогичные другим отраслям промышленности процессы: уходят иностранные бренды, такие как Michelin, Nokian, Pirelli, Toyo. Постепенно рынок насыщается отечественными марками, китайскими брендами. Иностранные производства переходят в собственность российских промышленников, продолжая работу, комментирует ситуацию Меренков.
«В этом смысле не стоит прогнозировать дефицит. Возможны локальные сбои, колебания цен. Вызовом является повышение качества продукции до уровня ушедших марок. Наша страна богата источником сырья», — отметил Меренков.
Он добавил, что автомобильная резина – производная нефтепродуктов. Вопрос заключается в локализации производственной цепочки и инвестициях в НИОКР.
«Если говорить о производстве шин, то замена будет, но, скорее всего, не в премиум-классе. Но в эконом- и среднем классах точно. В первую очередь будет увеличено свое производство, но будут и поставки. Не вижу больших проблем. В большей степени страдают компании, нацеленные на определенные рынки», — считает Степанов.
Конечно, будет рост цен и возможен некоторый дефицит на начальном этапе, не отрицает эксперт. Но это станет еще одним толчком к развитию химической промышленности, добавляет он.