Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как избавиться от материнской тревожности?

Некоторые матери чрезмерно тревожатся по поводу своих детей. Они постоянно опасаются, что с ребенком может случиться что – то страшное или неприятное.

В стремлении быть «идеальным родителем» такие матери не позволяет себе заботиться о себе - отдыхать, получать удовольствие от жизни, иметь хобби и друзей. Они целиком посвящает себя ребенку. При этом, не оставляя ему шансов вырасти счастливым, свободным человеком.

За этой тревогой прячется страх быть плохой матерью, встретиться с негативной оценкой окружающих. У тревожной матери имеются многочисленные запреты – на выбор себя, своих интересов, отношений с мужчиной.📷
За этой тревогой прячется страх быть плохой матерью, встретиться с негативной оценкой окружающих. У тревожной матери имеются многочисленные запреты – на выбор себя, своих интересов, отношений с мужчиной.📷

Такая женщина начинает гиперопекать ребенка, преобразуя свою тревогу в излишнюю заботу о нем. Мать чувствует себя нужной, контролируя каждый шаг своего дитя. При этом она не замечает, что замедляет его взросление.

Происходит инфантилизация ребенка, он становится проблемным и требовательным.

Дети учатся быть взрослыми в семье. И задача «хорошей» матери дать ребенку такую возможность. Разрешить взрослеть. Это происходит постепенно. Сначала лети учатся самостоятельно кушать, ходить, разговаривать, справлять свои нужды «в горшок». Затем - принимать собственные решения, отвечать за последствия своих поступков.

Ребенок учится у родителей. Любовь к жизни «заразна» и передается ребенку точно так же, как и тревога, запреты и ограничения.

Родительская тревога уходит, когда смещается фокус внимания с ребенка на себя и партнера. Когда жизнь родителей наполнена собственными смыслами.

Близость родителей как мужчины и женщины предоставляет ребенку модель счастливых супружеских отношений.

А у ребенка появляется право на свою жизнь.

Пример из практики.

Разрешение от клиентки на публикацию получено, имя изменено.

Маше – 30 лет, у нее любящий муж и пятилетняя дочь. Маша росла с холодными родителями, она знает, что и сама холодна по отношению к дочери, винит себя за это. В детстве Маша думала, что никогда не будет «такой, как мама». Сейчас она понимает, что копирует поведение своей матери. Но, пока Маша не может быть другой.

Женщина учится «быть теплой», но, изменения происходят «очень медленно».

Маша испытывает постоянную тревогу за дочь. И хочет разобраться в причинах своей тревоги, научиться спокойствию.

Предлагаю Маше нарисовать отношения с дочерью в виде метафоры. Получился следующий рисунок.

-2

Маша на рисунке – дерево, дочь – цветок. Маша отмечает, что между ними холод, большое расстояние.

В процессе обсуждения образов, представленных на рисунке, выясняется, что «цветок маленький, беззащитный». Дерево хочет, чтобы он рос, радовался жизни. И очень боится за цветок. Вдруг его повредит или даже сдует сильный ветер.

Дерево не может ничего сделать, чтобы защитить цветочек. И от этого чувствует вину перед ним.

Обращаю внимание Маши на то, что цветок «как будто подвешен в воздухе», его действительно может сдуть даже легкий ветер. Где его основание, корни?

Маша удивлена, она действительно не замечала того, что у цветка есть такие важные ресурсы - свое основание, свои корни, свои жизненные силы.

Женщина вносит изменения в рисунок.

-3

У цветка появляются корни. Они соединяют мать с дочерью - дерево и цветок.

Наличие общих корней и признание собственных ресурсов в цветочке, «на глазах» уменьшило материнскую тревожность Маши и ее вину перед дочерью.

Выяснилось, что дерево радуется существованию цветка и дает ему защиту от ветра.

Воодушевленная тем, что «не так все плохо», Маша добавляет краски и новые образы в рисунок.

-4

При добавлении красок, и цветку, и дереву «стало интереснее».

Дерево дает тень и спасает от ветра, его корни укрепляют корни цветка.

Цветок радуется, получает от дерева комфорт.

Оказалось, что у цветка есть не только дерево, но и куст, который у Маши ассоциируется с родственниками. Значит, часть ответственности за дочь женщина может отдать тем близким людям, которые с радостью готовы о девочке заботиться.

Успокоившись за дочь, Маша «вспоминает» о муже и добавляет на рисунок еще одно дерево.

-5

Глядя на рисунок, Маша отмечает, что деревьям хорошо стоять рядом,

Они поддерживают друг друга, в жару давая тень, а в холод согревая ветвями. Деревья получают удовольствие от цикличности времен года.

Весной радуются новым листочкам, осенью - тому, что листья опадают. Это означает, что зимой ветки деревьев не сломаются под тяжестью листьев. Летом вокруг деревьев много звуков, движения, птички прилетают, вьют гнезда. А зимой наступает спокойствие, умиротворение. Деревья необходимы друг другу для компании, для жизни.

Спрашиваю Машу, что изменилось для цветочка, когда рядом с материнским деревом появилось дерево отцовское.

Выяснилось, что у цветочка стало больше радости. Он видит, что в присутствии отцовского дерева, у материнского дерева листочки становятся подвижными, колышутся. Деревьям хорошо вместе. У них свои интересы, а у цветочка – свои.

Цветочку хочется общения с другими растениями, похожими на него.

Маша добавляет на рисунок цветы.

-6

Сейчас дерево радуется тому, что у цветочка есть друзья и общие интересы с себе подобными.

Цветочек чувствует спокойствие. Он получает все необходимое не только от матери – дерева, но, и от окружающей среды. «Солнце светит, иногда дождь идет».

- Что поняла из рисунка, Машенька?

- Я поняла, что, несмотря на холодность, я – хорошая мама.

У моего цветочка – дочки достаточно ресурсов.

Рядом с дочкой не только мы с мужем, но, и другие родственники.

Все необходимое для жизни у нее есть.

Когда я замечаю «краски жизни» - разрешаю и себе и ребенку радоваться, у дочки появляются друзья, ее детские интересы.

Изменение отношений с ребенком начинается с исцеления собственного внутреннего мира.

Ребенку очень важно видеть, что у мамы есть своя жизнь, свои интересы.

Когда на первом месте в жизни женщины не ребенок, а муж, у ребенка появляется образец счастливых супружеских отношений.

Если родители рядом, им хорошо вместе, ребенок может радоваться, играть и спокойно взрослеть.

Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru