Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец1950-х годов.
Название станции - в первом комментарии после статьи.
Эта станция была открыта 1 января 1950 года в составе четвертой очереди метро. Строили очередь долго: первоначально хотели открыть в 1945 году, потом в 1946.
На момент открытия станция, расположенная на глубине 53 метра, являлась самой глубокой в Московском метро. Архитекторы станции и наземного павильона: К. Рыжков, А. Медведев
Наземный павильон
В целом 4-я очередь московского метро - Триумф Победы, поэтому все наземные павильоны этой очереди похожи на триумфальную арку. Фотографии проектов наземного павильона этой станции взяты с сайта Наше метро. Общество коллекционеров.
Из наземного вестибюля к самой станции ведут эскалаторы, разбитые на два участка, между ними расположен промежуточный вестибюль с кессонированным куполом в центре которого — панно "Салют Победы" (художник А. К. Ширяева). Интересно, что промежуточный вестибюль строили на поверхности: сделали железобетонный цилиндр подземного зала, опустили его на нужную глубину, а затем соорудили над ним купол.
Посмотрите, как перекликается отделка купола промежуточного зала и свод верхнего вестибюля:
Центральный и перронный залы
Пилонная станция, на пилонах и со стороны центрального зала, и со стороны платформы — стрельчатые майоликовые панно военной тематики (скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бржезицкая, З. С. Соколова). Использование керамики было заложено изначально, как связь самой станции с местом ее расположения — Гончарной слободой.
Использовано 8 тем с различными родами войск: артиллеристы, железнодорожники, кавалеристы, летчики, моряки, партизаны, пехотинцы, танкисты.
Всего сделано 32 панно, т.е. каждое повторяется 4 раза. В панно центрального зала используется синий фон, в панно со стороны перронных залов — фон белый. В центре всех панно расположены медальоны с профилями представителей родов войск, ниже — знаки различия видов войск. Под знаками различия — надпись: «Слава героям-[представители рода войск]!»
Для освещения использованы люстры, спроектированные специалистом по искусственному освещению, архитектором А.И. Дамским. Цветовое решение люстр перекликается с оформлением пилонов, фотографии из открытых источников:
Главное панно, которого нет
При открытии станции с одной стороны была глухая стена, которую украшало панно «Сталин и молодежь» (скульпторы Е. Блинова и П. Баландин). Официальное название композиции: "Народ-победитель приветствует своего великого вождя товарища Сталина". Сначала панно было выполнено из гипса:
Под горельефом расположены силуэты четырех городов: Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Именно эти города назвал Героями Сталин в Приказе от 1 мая 1945 года.
Уже в 1953 году горельеф был изготовлен на заводе из керамики, были добавлены гербы республик (если посчитаете, их 16), в центре - герб СССР.
В 1959-1961-х гг. панно было демонтировано. А в 1966 году на месте панно был сделан переход на одноименную станцию метро другой линии.
В 1972 году на станции впервые в Московском метрополитене был установлен опытный световой указатель. В 1979 году в центре зала был сделан еще один переход на другую линию метро.
И напоследок: в начале 1990-х годов станцию хотели переименовать в Каменщики (почему не в Гончарную?).
Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.
Другие статьи про метро можно прочитать здесь.
До скорой встречи!
ИСТОЧНИКИ
Дрёмина О. Подземный дворец в Гончарной слободе. "Архитектура. Строительство. Дизайн." 2014.
Зиновьев А.Н. СТАЛИНСКОЕ МЕТРО Исторический путеводитель.
Рыжков К.С. Московский метрополитен. – М, Московский рабочий, 1954