Найти тему

Угадай станцию метро — благодарность солдатам-победителям

Оглавление
Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец1950-х годов.
Название станции - в первом комментарии после статьи.

Эта станция была открыта 1 января 1950 года в составе четвертой очереди метро. Строили очередь долго: первоначально хотели открыть в 1945 году, потом в 1946.

На момент открытия станция, расположенная на глубине 53 метра, являлась самой глубокой в Московском метро. Архитекторы станции и наземного павильона: К. Рыжков, А. Медведев

Наземный павильон

В целом 4-я очередь московского метро - Триумф Победы, поэтому все наземные павильоны этой очереди похожи на триумфальную арку. Фотографии проектов наземного павильона этой станции взяты с сайта Наше метро. Общество коллекционеров.

Из наземного вестибюля к самой станции ведут эскалаторы, разбитые на два участка, между ними расположен промежуточный вестибюль с кессонированным куполом в центре которого — панно "Салют Победы" (художник А. К. Ширяева). Интересно, что промежуточный вестибюль строили на поверхности: сделали железобетонный цилиндр подземного зала, опустили его на нужную глубину, а затем соорудили над ним купол.

Посмотрите, как перекликается отделка купола промежуточного зала и свод верхнего вестибюля:

Центральный и перронный залы

Центральный зал (фото из открытых источников)
Центральный зал (фото из открытых источников)

Пилонная станция, на пилонах и со стороны центрального зала, и со стороны платформы — стрельчатые майоликовые панно военной тематики (скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бржезицкая, З. С. Соколова). Использование керамики было заложено изначально, как связь самой станции с местом ее расположения — Гончарной слободой.

Диафильм "Московский метрополитен - лучший в мире" 1952 г.
Диафильм "Московский метрополитен - лучший в мире" 1952 г.

Использовано 8 тем с различными родами войск: артиллеристы, железнодорожники, кавалеристы, летчики, моряки, партизаны, пехотинцы, танкисты.

К.С. Рыжков, А.А. Медведев. Проект станции. Перронный зал. Фрагмент пилона (1948 год). С сайта Наше метро. Общество коллекционеров.
К.С. Рыжков, А.А. Медведев. Проект станции. Перронный зал. Фрагмент пилона (1948 год). С сайта Наше метро. Общество коллекционеров.

Всего сделано 32 панно, т.е. каждое повторяется 4 раза. В панно центрального зала используется синий фон, в панно со стороны перронных залов — фон белый. В центре всех панно расположены медальоны с профилями представителей родов войск, ниже — знаки различия видов войск. Под знаками различия — надпись: «Слава героям-[представители рода войск]!»

Для освещения использованы люстры, спроектированные специалистом по искусственному освещению, архитектором А.И. Дамским. Цветовое решение люстр перекликается с оформлением пилонов, фотографии из открытых источников:

Главное панно, которого нет

При открытии станции с одной стороны была глухая стена, которую украшало панно «Сталин и молодежь» (скульпторы Е. Блинова и П. Баландин). Официальное название композиции: "Народ-победитель приветствует своего великого вождя товарища Сталина". Сначала панно было выполнено из гипса:

Фото 1951 года
Фото 1951 года

Под горельефом расположены силуэты четырех городов: Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Именно эти города назвал Героями Сталин в Приказе от 1 мая 1945 года.

Уже в 1953 году горельеф был изготовлен на заводе из керамики, были добавлены гербы республик (если посчитаете, их 16), в центре - герб СССР.

Эту фотографию сделал John Schultz в 1958 году
Эту фотографию сделал John Schultz в 1958 году

В 1959-1961-х гг. панно было демонтировано. А в 1966 году на месте панно был сделан переход на одноименную станцию метро другой линии.

-11

В 1972 году на станции впервые в Московском метрополитене был установлен опытный световой указатель. В 1979 году в центре зала был сделан еще один переход на другую линию метро.

И напоследок: в начале 1990-х годов станцию хотели переименовать в Каменщики (почему не в Гончарную?).

Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.

Другие статьи про метро можно прочитать здесь.

До скорой встречи!

ИСТОЧНИКИ
Дрёмина О. Подземный дворец в Гончарной слободе. "Архитектура. Строительство. Дизайн." 2014.
Зиновьев А.Н. СТАЛИНСКОЕ МЕТРО Исторический путеводитель.
Рыжков К.С. Московский метрополитен. – М, Московский рабочий, 1954