Найти в Дзене
КУЛЬТУРА КРЕПКОГО

Марочное вино: чем оно отличается от остальных и почему его стоит попробовать?

Оглавление

Иногда в специализированных обзорах и описаниях можно встретить упоминание марочного вина, но мало кто рассказывает, что это такое на самом деле. Если верить старой классификации, которая действует и по сей день в мире, коньяк и вино назывались «марочными».

Главным критерием для них выступал срок выдержки, а не степень соответствия какой-то конкретной марке. При этом что такое «марка» вина, поясняется редко. Насколько вообще этот термин актуален сейчас, стоит ли пробовать «марочное вино» и почему?

Марочное вино — устаревший термин. Почему?

По закону, главный признак марочного вина — это продолжительная выдержка в дубовых бочках, которая способствует формированию насыщенного букета. В производстве для этого использовалась специально подготовленная древесина.

В настоящее время к марочным в соответствии с ФЗ 468 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» относят вина, выдержанные не менее 18 месяцев перед розливом в бутылки, а также креплёные вина, которые выдерживались не менее 24 месяцев, считая с 1 января года, следующего за годом урожая.

Но по-прежнему возникает путаница в связи с наличием обширного списка так называемых «винных терминов». К ним относятся миллезимные, старые, резервные и винтажные вина. При этом слово «марочное» употребляется довольно редко, и оно осталось в памяти тех, кто собственными глазами наблюдал витиеватую историю отечественного виноградарства.

В наши дни термин «марочное» (в отношении качества) вино оттенили новые понятия, которые сейчас кажутся соотечественникам непривычными
В наши дни термин «марочное» (в отношении качества) вино оттенили новые понятия, которые сейчас кажутся соотечественникам непривычными

Связано это с тем, что во всём мире понятие «марочное вино» уже и не встретишь, о нём никто и не помнит. В наши дни существует масса более точных терминов, позволяющих профессионалам судить о качестве образца, который они держат в руках. Однако в России этим понятием до сих пор пользуются старожилы винной культуры и называют так качественное вино, отличающееся особенными характеристиками.

В советское время «марочными» назывались только те вина, которые соответствовали определённому стандарту. Это были достойные образцы, выдержанные в течение 18 месяцев в любой ёмкости, то есть речь не шла о формировании уникального букета. Главное для марочных вин — именно срок выдержки. И эта традиция сохранилась и по сей день.

В соответствии со стандартом, марочные вина отличаются лишь сроком выдержки — в течение 18 месяцев, но не какой-либо другой особенностью
В соответствии со стандартом, марочные вина отличаются лишь сроком выдержки — в течение 18 месяцев, но не какой-либо другой особенностью

И пусть на бумагах законодательства «марочное» вино до сих пор живёт, сейчас во всём остальном мире вспоминают о нём редко. Виноградарство и виноделие постепенно развиваются, в нашей стране всё чаще звучат незнакомые и непривычные народному уху термины. Поэтому в кругу некоторых профессионалов новой школы Европы считается, что сам по себе термин «марочное» вино — устаревший. Никто попросту не поймёт, о чём речь. Но исторически этот термин существовал и в других странах.

Дело вот в чём: раньше вина выдерживали преимущественно в бочках или глиняных сосудах. Возраст этого резервуара, состояние и тип материала, а также сам факт того, выдерживался ли ранее в нём алкогольный напиток, влиял на качество изготавливаемого вина. Поэтому некоторые виноделы могли помечать свои ёмкости для выдержки как «особые», то есть маркировать их для использования в будущем. Это одна из самых интересных легенд, которые, возможно, вам довелось слышать.

Чем марочное вино отличается от столового и других категорий?

В российском федеральном законе упоминаются и другие категории вина, помимо марочного — молодые, ординарные (столовые по старой классификации), выдержанные, коллекционные.

  • Молодые вина поступают на розлив без выдержки, в течение 90 дней после завершения брожения они должны быть отправлены на продажу;
  • Ординарные (столовые) вина поступают на розлив без выдержки после 1 января года, следующего за годом сбора урожая;
  • Выдержанные вина проводят в бочке или другой ёмкости не менее 6 месяцев;
  • Коллекционные вина выдерживаются перед розливом не менее 36 месяцев.

Иногда встречаются и современные понятия, которые можно услышать в дискуссиях или же на просторах интернета.

Согласно российскому стандарту, по выдержке вино разделяется на молодые, ординарные, выдержанные и коллекционные
Согласно российскому стандарту, по выдержке вино разделяется на молодые, ординарные, выдержанные и коллекционные

Следует разобраться и в них. Итак, в наши дни существуют такие понятия, как:

  1. Миллезимные вина. Термин пришёл из Франции (le millésime), который обозначает год сбора урожая. Обычно он указывается на этикетке. Причём виноград может быть разных сортов, требование только к периоду сбора урожая.
  2. Под винтажным вином точно так же подразумевается год сбора урожая винограда. Отличие от миллезимного вина – в истоках происхождения: в одном случае это английский термин, а в другом — французский.
  3. Старое вино — неоднозначный термин, который часто может встречаться в различных обзорах. Как правило, это вино, которое имеет большой потенциал к выдержке. То есть, оставшись на полке в бутылке оно может стать лучше во время хранения. Иногда под этим термином могут подразумевать вино, выполненное в «старом стиле».
  4. Резервные вина. Образцы с маркировкой «Резерв», «Riserva», «Reserve». В каких-то странах маркировка будет говорить о конкретной минимальной выдержке для вина, а в других случаях, для более престижных вин, предполагает дополнительную выдержку. Всё зависит от страны, строгого регламента к резервным винам нет, но они, как правило, более выдающиеся.

Таким образом, марочное вино в России может и не отличаться отменными органолептическими свойствами, однако оно соответствует определённому сроку выдержки: 18 месяцев до розлива в бутылки. При этом не важно, когда был собран урожай, и в какой ёмкости был выдержан виноматериал. Эти нормы прописаны почти в неизменённом виде с советских времён в ФЗ «О виноградарстве и виноделии», в соответствии с которым производятся все российские вина.

Какими были требования к марочному вину?

В международном сообществе марочное вино скорее воспринимают буквально — это маркированное вино, к которому предъявлены особые требования. С французского языка слово «marque» переводится как «помеченный, отмеченный, маркированный» или «ярко выраженный».

Соответственно, с европейской точки зрения, к марочным винам относятся те образцы, которые выделяются на фоне остальных и соответствуют определённым требованиям. Но почему тогда об этом термине забыли в международном сообществе? Всё потому, что маркетологам и виноделам попросту невыгодно писать: вот этот мой образец — лучший, а этот — помимо того, что молодой, больше ничем не выделяется.

Слово «marque» в переводе с французского значит «ярко выраженный». И было бы неудобно обозначать по этой мерке вино с точки зрения маркетинга
Слово «marque» в переводе с французского значит «ярко выраженный». И было бы неудобно обозначать по этой мерке вино с точки зрения маркетинга

В разных странах к особенным марочным (маркированным) винам предъявлены высокие требования — не только международные. Свои стандарты есть даже у каждого отдельного региона.

Начнём с России.

Крымское марочное вино

Каким бы ни было крымское вино, марочным или молодым — оно высоко ценится любителями. Наибольшую популярность в регионе получили вина из сортов винограда Алиготе, Рислинг, Мускат. К числу востребованных образцов относятся сладкие хересы, портвейны из сортов Ркацители, Кокур, Каберне Совиньон, Мальбек или Бастардо.

Крымское марочное вино обрело популярность ещё в советскую эпоху. Часто его изготавливают из местных сортов
Крымское марочное вино обрело популярность ещё в советскую эпоху. Часто его изготавливают из местных сортов

Народную любовь заслужили следующие производители:

  • Инкерман;
  • Массандра;
  • Солнечная Долина.

На всякий случай повторимся: в России относительно марочных вин применяется только одно требование — выдержка не менее 18 месяцев перед розливом.

Итальянское и испанское марочное вино

Всего лишь год-два года назад итальянские и испанские вина считались самыми продаваемыми в России. В этих странах действует отдельная классификация вин. «Марочные» или качественные вина Италии или Испании, обладающие интересным букетом, зачастую выпускаются под одной из двух категорий — DOC или DOCG:

  • столовое вино проходит под обозначением Vino da Tavola, VdT;
  • вино наименования, контролируемого по происхождению — DOC;
  • вино наименования, гарантируемого и контролируемого по происхождению — DOCG;
  • вино типичного географического указания — IGT.

* DOC — Denominazione di Origine Controllata, DOCG — Denominazione di Origine Controllata e Garantita, IGT — Indicazione Geografica Tipica.

В Италии вина высшей категории обозначают маркировкой DOCG или DOC
В Италии вина высшей категории обозначают маркировкой DOCG или DOC

Так же, как и во Франции, в Италии используется определение «миллезим» — Millesimato, в основном, для игристых вин.

Хотя сейчас все страны Евросоюза уравнены в единой системе, отличия всё же имеются. В Испании, например, классификация распределена по выдержке вина. Все производимые образцы делятся на категории PGI и PDO. К первым относятся испанские вина с маркировкой Vino de la Tierra, что является аналогом итальянского IGT. И, в отличие от многих других регионов, здесь куда меньше контроля, проверок и бюрократической суматохи.

Второе деление — PDO, на 100% гарантирует происхождение вина, тогда как система PGI — только на 75%.

По своему происхождению испанские вина делятся следующим образом:

  • Выросшие из статуса «Vino de la Tierra» («терруарного вина»), но пока не дотягивающие до «Denominacion de Origen» («контролируемое происхождение»).
  • Высшая степень качества, подтверждённый премиальный статус — DOCa, аналог DOCG.

В России и других странах в своё время среди великих вин стали популярными Кьянти, Асти и Барбареско.

Французское марочное вино

Во Франции существует многогранная цепочка классификации вин. Основа системы — AOC (Appellation d’Origine Contrôlée), наименования, защищённые по происхождению.

Благодаря высокой степени контроля и древним традициям виноделов Франции, удалось войти в тройку крупнейших в мире производителей, из года в год состязаясь с Италией за первое место.

Во Франции используется сложная система наименований, защищённых по происхождению. Основная — AOC
Во Франции используется сложная система наименований, защищённых по происхождению. Основная — AOC

Традиционно французские вина делятся на следующие категории:

  • Столовые вина, не привязанные по наименованию к какой-либо местности — Vin de Table;
  • Местные французские вина, которые выпускаются в соответствии со своими правилами производства, их происхождение находится в рамках определенной области — Vin de Pays;
  • Вина наивысшего качества из определённых зон, для которых установлены строгие требования относительно используемых сортов винограда и методов винификации — Appellation d’Origine Controlee;
  • Вина, которые по качеству соответствуют AOC, но юридически не подтверждают свой высший ранг — Vin Délimité de Qualité Superieure.

Система Франции в 2009 году трансформировалась, и вскоре в неё были внесены некоторые изменения.

Теперь вина, выпущенные после 2012 года, подразделяются на три основные категории:

  • Вино с указанием сорта винограда и года производства (бывшие столовые Vin de Table)
  • Вино высшей категории — AOP (Appellation d'Origine Protégée, бывшее AOC).
  • Промежуточная категория местных вин — IGP, Indication Géographique Protégée, эквивалент Vin de Pays. Требует использовать не менее 85% винограда обозначаемого региона.

Во Франции важное место в виноделии занимает иерархия виноградников. Например, классификация бургундских вин подразумевает использование следующих категорий:

  • Гран Крю — наивысшая категория, к которой относятся лишь чуть более 1% локальных вин;
  • Премьер Крю — вторая ступень в иерархии. На этикетках вин обозначается деревня и название участка;
  • Вилляж — вина, которые называются именами деревень;
  • Бургонь — региональные вина, которые можно производить из винограда, собранного со всех виноградников Бургундии.

Грузинское марочное вино

В России очень любят грузинские вина, и это неудивительно: винодельческие традиции этой страны складывались тысячи лет назад, а опытные мастера и по сей день их придерживаются. В 2023 году Грузия обошла по объёмам импорта вина в РФ Италию и другие страны.

Грузия в 2023 году обошла Италию по экспорту. Вина дружественной страны всегда были популярными, ещё с советской эпохи
Грузия в 2023 году обошла Италию по экспорту. Вина дружественной страны всегда были популярными, ещё с советской эпохи

К числу популярных грузинских вин относятся:

  • Вина Алазанской долины.
  • Ахашени
  • Киндзмараули
  • Кварели
  • Мукузани
  • Цинандали

С советских времён и по сей день представленные вина в России считают марочными — но не в соответствии с государственной классификацией, а по собственному внутреннему ощущению — за качество и особый вкус.

Молдавское марочное вино

Республика Молдова является ассоциированным членом ЕС, и поэтому местное винодельческое законодательство здесь синхронизировано с европейским.

Молдавское вино делится всего лишь на три зоны с защищенным географическим указанием (PGI):

  • Codru
  • Ștefan Vodă
  • Valul lui Traian.

«Марочное» молдавское вино, как и грузинское, пользовалось особой популярностью во времена СССР. Тем не менее, сегодня их качество совсем другое — меняются климатические условия, технологические особенности и, конечно, сами виноделы. Но это не значит, что молдавское вино утратило свои позиции. Наоборот, у этой страны очень много «винных» поклонников.

Марочное молдавское любили не меньше крымских. Сейчас, однако, технологии производства и классификация сильно изменились. Источник фото: sportishka.com
Марочное молдавское любили не меньше крымских. Сейчас, однако, технологии производства и классификация сильно изменились. Источник фото: sportishka.com

Популярны следующие производители: Mileştii Mici, Vinaria Purcari, Cricova, Chateau Vartely и другие.

Австралийское марочное вино

Понятия «марочное вино» в Австралии, конечно, нет, но некоторые даже самые простые образчики обладают своими характерными чертами. Существенная часть относится к категории купажных, поскольку виноград выращивается в разных регионах. При этом технология производства может разительно отличаться от региона к региону.

В отличие от Франции, на территории Нового Света не существует таких строгих правил, уставов и региональных границ. Производитель указывает географическое наименование — и на этом достаточно. А если на этикетке написано просто «Австралия», значит в ассамбляж собрали всё, что смогли найти в стране.

В Австралии как такового представления о марочном вине нет. Классификация довольно простая и базируется на зонах и субзонах происхождения. Источник фото: bangkokbook.ru
В Австралии как такового представления о марочном вине нет. Классификация довольно простая и базируется на зонах и субзонах происхождения. Источник фото: bangkokbook.ru

Дальше деление проходит по регионам: Новый Южный Уэльс, Западная Австралия, Виктория, Южная Австралия. Именно в них сосредоточены производители, которые смогли завоевать на международном рынке особый статус. «Марочные», а вернее, характерные вина этого региона будут гарантировать происхождение из определённой зоны или субзоны каждого из штатов.

Несмотря на отсутствие строгой классификации, множественные пересечения зон и субзон, относящихся к регионам, могут запутать.

Тем не менее, есть качественные образчики разных производителей, которые полюбили российские ценители: Penfolds, Ashton Hills, Lenswood Vineyards и друге.

Чилийское марочное вино

Классификация чилийского вина считается одной из самых структурированных. Здесь всё построено по принципу «матрёшки», при этом ни одна из зон не пересекается с соседними.

Те вина, которые можно было бы назвать «марочными», или попросту качественные вина, маркируются по региональному признаку. «Верхушку» занимают следующие: Austral DO, Sur DO, Valle Central DO, Aconcagua DO, Coquimbo DO, Atacama DO.

Регионы делятся на субрегионы, а они в свою очередь — на зоны. К числу самых маленьких областей относятся административные единицы и коммуны.

В Чили классификация одна из самых структурированных. Здесь регионы делятся на субрегионы, а они - на зоны, и затем - административные единицы и коммуны. Источник фото: bangkokbook.ru
В Чили классификация одна из самых структурированных. Здесь регионы делятся на субрегионы, а они - на зоны, и затем - административные единицы и коммуны. Источник фото: bangkokbook.ru

С 2013 года в Чили добавилось ещё одно деление: по климатическому принципу. Таких зон всего три:

  • Прибрежная территория между океаном и Береговой Кордильерой — Costa;
  • Зона, находящаяся между двумя горными цепями — Entre Cordilleras;
  • Предгорья Анд — Andes.

Качественные вина Чили относятся к категориям Vinos sin Denomination de Origin (на этикетке указывается виноградный сорт и год урожая) и Vinos con Denomination de Origin (по месту происхождения, сорту винограда и винтажу).

Среди достойных производителей, полюбившихся ценителям, выделяют: Montes, Caliterra, Errazuriz, Gato Negro и другие.

Почему стоит попробовать марочные вина?

Марочные или классические вина, заслужившие свою популярность во всём мире среди профессионалов, стоит попробовать хотя бы один раз в жизни. Потому что эти образцы обладают уникальными характеристиками, за ними скрыта история целого винного Дома, старейшей винодельни или винодела, самого региона. Некоторые образцы стали визитной карточки не то что отдельной зоны, а самой страны. Это уникальная возможность прикоснуться к многовековой истории виноделия и распознать те утончённые нотки, которые могли оценить даже наши предки.

Этикетки марочных вин

В советское время этикетки вин отличались особым дизайном — некоторые из них были достаточно пёстрыми, многообразными, другие — минималистичными, но с яркими цветами. В основном, на этикетке изображались виноград, лоза, здание завода или виноградник, а также — ряд наград предприятия. Центральное место часто занимал сорт винограда, написанный у каждого производителя уникальным шрифтом.

-13

Глядя на фотографии этикеток прошлых лет, можно не только отследить, как сильно отличается подход дизайнеров нашего времени от художников прошлого, но и окунуться во времена, когда понятие марочного вина означало не чисто технологическую деталь, а несло смысловой оттенок особой элитарности напитка. А его употребление становилось синонимом знака качества самого праздника.

-14

Дорогие читатели, какие впечатления сохранились у вас от советского марочного вина? Насколько сильно, на ваш взгляд, изменилось виноделие во всём мире? И вина какой страны вы предпочитаете?

Ставьте лайки, пишите комментарии и оставляйте свои предложения — это помогает сделать наш контент лучше и интереснее для вас.

Еда
6,93 млн интересуются