Про то, как улучшаютсся отношения с окружающими под влиянием первой ступени гештальт-терапии.
Итак, мы немного стали замечать свои потребности и различать чувства, которые есть не что иное как сигналы, лакмусовые бумажки, которые показывают значимость и наши личные смыслы происходящих событий.
Как нам это поможет улучшить отношения?
Очень просто. (Или не очень 😅) на пути к пониманию других и диалогу с ними лежат всë те же срывы контакта, о которых я уже говорила. Но сначала мы их замечаем в контакте с собой, а потом в своем контакте с другими.
Например: работаю с клиентом, задаю ему подленький вопрос и жду определенный ответ (ну да, я же человек,у меня есть свои проекции, и да, я не всевидящая), а он дает мне совершенно внезапный ответ. Я такого и не ожидала.
Мои брови ползут вверх, потому что ответ настолько меня впечатлил. Мне нужно некоторое время, чтобы повторить его про себя, вслушаться в смысл, в мои чувства, которые поднимаются в ответ на его слова, потом понять как это сформулировать и вынести на границу нашего с ним контакта (ну по-простому, это предьявиться ими, открыться для клиента), ну и не забудьте бесконечный анализ и связывание с его историей и законами психологиии. Мне нужно быть внимательней прежнего, чтобы увидеть его реакции- замирание или возбуждение, дыхание, движение глаз, мимики, тела и только потом его слов, ведь тело звучит раньше, чем слова.
Но. Увидев мои брови, клиент делает вывод. На самом деле всякий разный: -она меня осуждает, так же нельзя, как я сейчас говорю;
-о, вот я дурак, такую чушь сморозил;
-вообще меня не видит, думает только о себе.
- И другие красочные варианты. Подставьте свой любимый или первый пришедший на ум.
Что это было? Срыв контакта. Клиент (друг, партнер, учитель, коть кто на самом деле) уже не видит меня, он уже не в контакте со мной (мужем, другом и пр), контакта нет.
Тут может произойти обида: он меня осуждает. Или ещё больший уход в себя, что поведет к оврагу в отношениях (потом и пропасть может замаячить). Или злость: ах ты такой-сякой. Что будет чувствовать в это время другой человек? Ну тот самый, который в примере на моем месте, тот, с кем общается наш клиент.
О, мы не знаем, на самом деле.
Чем помогает гештальт-терапия? Она учит, тренерует, показывает, как остановиться и вернуться в контакт. Как заметить, что я уже не с другом/парнем/девушкой/родителем, а в личном кошмаре избиваю себя сам. В этом месте мы с клиентом можем сходить в прошлое, где сформировался этот опыт и завершить гештальт (помните, я тоже писала об этом 😉).
Очень много этого опыта поднимается у участников группы 1го модуля. Больше осознаваний про себя - больше возможностей увидеть того, кто рядом (партнер и др). Больше закрытых гештальтов- больше нового опыта о том, как ещё может быть в контакте с людьми, в близких отношениях. А опыт - это умение и есть. И новые нейронные связи, как ни крути.
Итого: увидев поползшие брови, мой, получивший этот опыт клиент, может остановиться и дождаться моей истинной реакции, или спросить: что ты про это думаешь., например.
И что будет тогда? Он увидет меня (но нам то (и ему) важна не я, а его партнер, друг, родитель, работодатель, хоть кто из тех, кто ему важен) , а не свою страшную фантазию. Значит дальше будет возможен глубокий диалог, открытие друг другу себя. Доверие. Встреча с другим. Которой раньше не было, раньше человек был в своем личном аду и встречался только со своими кошмарами. А в мире кроме кошмаров есть много интересного, необычного, теплого, доброго, разного короче. И это разное - мир другого человека. Который становится можно увидеть.
Автор: Виктория Александровна Горчилина
Психолог, Гештальт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru