При покупке авто в салоне девушку убедили заплатить 300 тыс. руб за ненужные услуги, а взамен предоставили скидку на 120 000 руб. Как вам такая выгода? Вот и я думаю, что это "надувательство". Рассказываю что это были за услуги и как с этим бороться.
В автосалоне "РОЛЬФ" Яна приобрела бывший в эксплуатации автомобиль за 2 067 000 руб. В кредит.
А еще оказалось, что для получения скидки в размере 120 000 руб. ей необходимо приобрести два сертификата:
- ООО «СОЛО» о купле-продаже услуг по круглосуточной квалифицированной поддержке.
- ООО «Медицинская компания «Доктор Рядом» о заключении договора на оказание платных медицинских услуг.
О том, что стоимость услуг по сертификатам составила 308 тыс. руб., а скидка всего 120 тыс., Яна догадалась лишь на следующий день после оплаты. А все потому, что стараниями сотрудников автосалона оформление сделки затянулось до ночи. Тут уже было не до математики.
История стандартная: автосалон дает скидку на машины за приобретение услуг их партнеров. Правда, условия для покупателей не всегда выгодные. Поэтому сотрудникам салона приходится для продажи авто на этих условиях сильно «трудиться».
Перечитав на следующее утро документы, Яна пришла к нам.
Мы направили претензию в адрес Общества (чьи услуги “продал” автосалон) с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги. Но получили отказ. По телефону Яне сообщили, что если она обратится в суд, то не просто проиграет, но и еще автосалону заплатит.
Уверенный тон на другом конце провода заставил Яну засомневаться в своей правоте. Тогда мы пригласили их выяснить отношения в суде.
Суд согласился с нашими требованиями и взыскал с Общества в пользу Яны полную стоимость договора - 300 000 руб.
А поскольку Яна в этих отношениях потребитель, то дополнительно суд взыскал в ее пользу неустойку за отказ выполнить требования потребителя в добровольном порядке , компенсацию морального вреда и штраф. Всего на 230 тыс. руб.
(Гагаринский районный суд г. Москвы, дело №2-1173/2023).
Почему суд удовлетворил требования
Ранее я подробно рассказывала о том, как вернуть деньги за навязанные услуги при покупке автомобиля, какими положениями Закона о защите
прав потребителя нужно пользоваться.
В этом деле мы применили эту же стратегию.
Во-первых, по Закону о ЗПП именно исполнитель (продавец) должен доказать ненадлежащее выполнение условий договора и реально понесенные расходы.
Общество этого не сделало.
В свою очередь, мы заявили, что договор с Обществом заключен исключительно для получения скидки на автомобиль, в реальном предоставлении услуг Яна не была заинтересована и не пользовалась ими. Поэтому и претензию о расторжении договора направила всего через 5 дней после его заключения.
Во-вторых, потребитель в отношениях с профессиональными продавцами является более слабой стороной, поэтому в спорах пользуется некоторыми поблажками.
Продавец может создать лишь видимость выгодных условий, предлагая скидку за покупку дополнительных услуг, в том числе услуг своих партнеров. И покупатель из-за отсутствия специальных знаний просто не увидит этого. Поэтому в подобных ситуациях суды должны оценивать, нет ли в таких сделках обременения для потребителя, представляют ли для него дополнительные услуги реальную ценность.
Эту позицию окончательно закрепил Конституционный суд (постановление №14-П от 3 апреля 2023 г.). Но практика такая была и раньше. О чем свидетельствует наше дело, решение по которому принято 28 февраля 2023 г.
Поэтому суд встал на нашу сторону: истец действительно не нуждалась в дополнительных услугах и своевременно реализовала свое право на отказ от договора, поэтому у ответчика возникла обязанность вернуть уплаченные по нему деньги в полном объеме, так как он не подтвердил какие-либо расходы.
Наша клиентка получила назад 300 тыс., а за то, что пришлось отстаивать свои права в суде — еще 230 тыс. по Закону о ЗПП.
Особенно приятно в данном случае, что и юридическая помощь не ударила по карману Яны, так как суд взыскал с Общества стоимость наших услуг в полном объеме. Хотя так бывает не всегда.
О том, как автосалоны разводят покупателей я писала подробно здесь
Ну а мы научились успешно с этим бороться.
Еще больше интересной судебной практики в моем телеграмм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Ну а если остались вопросы, пишите комментарии или записывайтесь на консультацию через форму обратной связи на нашем сайте