Любой психолог или психотерапевт смотрит на проблему клиента через призму своих знаний. И психотравматерапевтов не миновала эта же участь. Мы во всех проблемах замечаем следы психологической травмы.
Но каких бы взглядов ни придерживался психолог, сложно отрицать влияние психологических травм на судьбу человека. Поскольку судьба – понятие абстрактное, на нее всегда можно что-нибудь списать, а некоторые ситуации настолько часто повторяются, что просто напрашивается вера в роковое стечение обстоятельств.
Продолжая заимствовать из багажа разнообразных верований, обращусь к понятию свобода воли. Предположим, что помимо влияния судьбы человеку доступна свобода воли, и её вполне достаточно, чтобы изменить свою судьбу. Но есть небольшая оговорка: если он хочет и может этой свободой воли пользоваться.
Почему же не все верят и не все пользуются. Представим, что травмирующие психику ситуации, с которыми человек столкнулся в своей жизни, были довольно сильными и довольно продолжительными. Сейчас, во взрослом состоянии, нам может казаться, что все, что происходило в детстве и юношестве – это мелочи жизни, однако психика того времени не была настроена настолько оптимистично. Для ее реалий угроза наказаний, насмешки окружающих, игнорирование или приставания и т.д. были испытаниями, требующими от нее отсутствующих на тот момент знаний и опыта. И если рядом не было тех, на кого можно было положиться, чтобы найти оптимальный выход из трудностей – нервная система испытывала настоящее потрясение.
В некотором смысле трудности и потрясения закаляют, однако по большей части лишают гибкости и способности видеть различные варианты, стремиться к ним последовательно и уверенно. Свобода воли и представляет собой эту способность осознанно выбирать. Итак, чтобы начать пользоваться прирожденной свободой выбора, а не бросаться к новым ловушкам судьбы, необходимо разобрать нагромождения из реакций и решений, которые появились из-за психологических травм. В основном такие непродуктивные решения психики, которые мешают развиваться и выражаются в разнообразных симптомах в области соматических, эмоциональных, когнитивных и коммуникационных проявлений, сводятся к комплексному посттравматическому стрессовому расстройству (кПТСР).
Ариель Шварц в своей книге "Терапия комплексного посттравматического стрессового расстройства" описала 8 факторов, которые способствуют его развитию:
Почему похожие истории двух человек будут иметь разные последствия? Почему несколько детей могут расти в одних бытовых условиях, но только один из них окажется травмированным? Развитие и проявление К-ПТСР многогранно и подвержено воздействию не только детской травмы. Давайте посмотрим, почему некоторые люди могут быть более склонны к развитию неблагоприятной реакции на травму, чем другие.Интенсивность, длительность и сроки: излишне говорить, что чем длительнее насилие или травма и чем больше их интенсивность, тем выше вероятность развития К-ПТСР. Также важно учитывать время воздействия травматического стресса. Дети наиболее подвержены воздействию стрессоров во время таких критических периодов роста, как первые три года жизни, когда нервная система чрезвычайно хрупкая, и подростковый возраст, когда они формируют свою идентичность.
Генетика: исследования показывают, что тревожные расстройства, включая ПТСР, обычно возникают в тех семьях, где от подобных проблем страдали представители старших поколений. Хотя это и не является прямой причиной, наличие родителей с ПТСР связано с более высоким риском развития этого расстройства в результате травмы. Исследования показывают, что у таких детей есть биологическая предрасположенность.
Окружающая среда: родители с ПТСР по-разному реагируют на своих детей, что приводит к существенным нарушениям в уходе и привязанности. Матери с ПТСР демонстрируют тенденцию к гиперпротекции и чрезмерной реактивности, что может привести у детей к ощущениям как вторжения в личное пространство, так и покинутости. Реагируя страхом или гневом, ребенок может запустить порочный круг жестокого обращения, в котором родитель становится все более жестоким.
Внутриутробное воздействие: дети, рожденные от матерей, которые были беременны во время травматического события, которое могло привести к диагнозу ПТСР (например, во время террористических атак 11 сентября), имели более низкий вес при рождении и повышенный уровень кортизола (химического вещества, которое возникает в ответ на стресс). Хотя это не обязательно приводит к жестокому обращению или пренебрежению в детстве, таких детей может быть сложнее утешить, они более подвержены коликам и повышенному риску ПТСР.
Семейная динамика: у родителей развиваются разные отношения с разными детьми. Факторы, которые влияют на связь с ребенком, могут включать степень принятия пола ребенка; готовность к материнству или отцовству; события, связанные с беременностью или родами. Например, незапланированная или нежелательная беременность может привести к негативным чувствам по отношению к ребенку, либо сложная беременность или усложненные роды могут привести к отвержению или обвинению ребенка.
Моделирование: дети, которые растут в семьях, где принято насилие, как правило, подвержены множеству факторов риска. Например, непоследовательное медицинское обслуживание; недостаточное моделирование гигиенических практик; отсутствие поощрения здорового поведения, такого как физические упражнения или здоровое питание. Возможно также моделирование рискованного поведения, такого как курение или злоупотребление психоактивными веществами.
Трудности с обучением или СДВГ: существует тесная взаимосвязь между наличием у ребенка трудностей с обучением, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и жестоким обращением с ним. Эта зависимость взаимна — дети, подвергающиеся жестокому обращению, испытывают большие трудности с обучением вследствие воздействия хронического стресса и травм на их развивающийся мозг. Кроме того, дети, которые имеют трудности с обучением или СДВГ, подвергаются большему риску жестокого обращения вследствие непонимания со стороны родителей, когнитивных различий между ними, отвлекаемости или импульсивности самого ребенка.
Отсутствие факторов устойчивости: факторами устойчивости являются такие защитные ресурсы, как родители, которые смягчают воздействие детской травмы. Исследования показывают, что даже когда родители вас не поддерживают, привязанность к тому или иному взрослому человеку из непосредственного окружения, который понимает, воспитывает и защищает, может уменьшить воздействие травмирующих событий в детстве. Дополнительные защитные факторы включают участие в мероприятиях вне дома и развитие позитивных отношений со сверстниками. Когда отсутствуют факторы устойчивости, последствия пренебрежения или злоупотребления могут усиливаться ощущением того, что окружающие не смогли вас защитить.
Автор: Мельник Екатерина Сергеевна
Психолог, Психоэмоц-дискомфорт-отношения
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru