Найти тему
Игра Лила

70. Саттвагуна

Сат означает Абсолютную Истину или Единое Сознание - конечную недвойственную реальность, находящуюся за пределами всех обусловленных состояний. Достигнув мокши, или окончательного духовного освобождения, человек осознаёт Сат как свою истинную природу, более не связанную с отдельными эго-идентификациями. Но пока сознание подвержено карме и круговороту перерождений, оно остаётся под влиянием трех гун - фундаментальных энергетических качеств, составляющих проявленный мир.

Гуны - это саттва, раджас и тамас. В переводе с санскрита саттва означает гармонию, чистоту; раджас - активность, страсть; тамас - инертность, невежество. Согласно ведической философии, эти три качества вплетены в ткань пракрити - первоматерии, из которой возникает всё творение. Брахма, творческая космическая сила, создает многообразие путем дифференциации пракрити через взаимодействие гун.

Даже Абсолютная Истина, или Сат, не может проявиться в своей чистой сущности. Как только она проецируется в сферу форм, на неё начинают действовать гуны, ограничивая и обусловливая её изменчивое существование. Танец космического проявления длится бесконечно долго, пока духовное стремление не освободит сознание полностью от матрицы гун.

Саттва привносит равновесие, гармонию и сияние. Однако сама по себе саттва - это пассивная потенциальность, требующая активации. Раджас обеспечивает динамическую жизненную силу и возбуждение для мобилизации скрытого творческого потенциала саттвы. Тамас придает энергии раджаса и саттвы массу, твердость и сдержанность, придавая ей структуру.
Саттва представляет собой высшие тонкие вибрации, наиболее близкие к духовному Источнику. Медитативные состояния возникают, когда саттва сглаживает волнения ума и преобладает над осознанием.

Однако каждое проявление содержит в себе смесь всех трех гун в различных пропорциях. Пока проекция пракрити во множественность продолжается благодаря формирующей силе Брахмы, тройные качества сохраняются. Они являются основными нитями, составляющими картину обусловленного существования.

В циклах человеческого сознания раджас управляет нашим активным взаимодействием с миром, а саттва освещает восприятие и понимание. В состоянии бодрствования преобладает раджас, а саттва обеспечивает понимание. В состоянии сна раджас снова преобладает, перерабатывая впечатления в озаренные видения с помощью саттвы. Глубокий сон без сновидений отражает преобладание тамаса, растворяющего сознание в покое.

В самадхи, высшем медитативном состоянии, человек пребывает в чистой саттве, полностью преодолевая раджас и тамас. Однако истинное освобождение заключается не только в освобождении от раджаса и тамаса, но и в освобождении от отождествления с саттвой. Гуны - это неотъемлемые атрибуты проявленной природы, а не неизменная вечная сущность Я.

Замысловатый танец гун поддерживает циклы космических проявлений через чередование фаз активности и покоя. Эти динамические силы поддерживают равновесие путем взаимного уравновешивания. Саттва превращается в тамас, когда творение консолидируется из бесформенного потенциала в твердь; тамас эволюционирует в раджас, инициируя регенерацию и изменения; раджас поднимает тамас обратно в саттву, возвращая физическое к его тонкому источнику.

Благодаря этому вечному взаимодействию и обмену гуны поддерживают непрерывный круговорот бытия.
Выход за пределы непостоянного становления в чистое неизменное Бытие - это осознание своей истинной природы, которая всегда остается нетронутой потоком гун.