В Павловске и Царском Селе решили рассказать об истории воздухоплавания. Выставка о монгольфьерах и парашютах 200-летней давности откроется вот-вот, а экспозицию о дирижаблях и летающих «этажерках» начала ХХ века уже можно посмотреть.
В Библиотеке Росси Павловского дворца на днях открывается выставка «Овца, петух и утка…», посвящённая истории воздухоплавания. Название экспозиции — дань памяти первым живым существам, отправленным в полёт.
Правда, дело было не в России, а во Франции, где в королевской резиденции в Версале 19 сентября 1783 года поднялся в небо воздушный шар, созданный братьями Жозефом-Мишелем (1740-1810) и Жаком-Этьеном (1745-1799) Монгольфье. В корзине находились баран (овца), петух и утка, которые благополучно вернулись на землю. При этом летательный аппарат, будучи на значительной высоте, прорвался, но спустился вниз более-менее плавно.
За этим последовали другие опыты с воздушными шарами и парашютами, в которых уже были «задействованы» люди. За этими демонстрациями подчас наблюдали коронованные особы, подобные действа быстро завоевали популярность и вошли в моду. Появились и шляпки «a la Монгольфье», и причёски «a la горючий газ», и табакерки (веера, часы, ювелирные украшения) с изображением воздушных шаров.
Россия не осталась в стороне от этих веяний времени. Тем более, что в 1803 году столицу империи посетил французский воздухоплаватель Андре-Жак Гарнерен (1769-1823) — изобретатель бескаркасного парашюта, с которым он первым в истории совершил прыжок с высоты 1000 метров. Дело было в 1797-м.
Впоследствии он демонстрировал опыты с парашютом по всей Европе, «успешно продавая билеты на экстремальное по тем временам зрелище». В Россию Гарнерен приехал «с гастролями» по специальному разрешению императора Александра I (до этого момента действовал указ Екатерины II о запрете «пускать на воздух шары»).
Кстати20 июня 1803 года Гарнерен поднял в небо над Петербургом воздушный шар. Это был первый официально зарегистрированный и пилотируемый полет аэростата в России. Из сада Кадетского корпуса на Васильевском острове (где за стартом наблюдал Александр I, придворные и многочисленная публика, которая приобрела билеты на это представление) аэростат поднялся в воздух, проплыл над имперской столицей и благополучно приземлился в районе Малой Охты. Далее последовал полёт с участием генерала от инфантерии Сергея Лаврентьевича Львова (1740-1812), который стал первым русским воздухоплавателем. А затем Гарнерен совершил несколько демонстрационных полётов в Москве.
В Павловске во время своего пребывания в России Гарнерен в присутствии вдовы Павла I Марии Фёдоровны продемонстрировал опыт с парашютом. «Аэронавтом» стала кошка, которая поднялась в воздух, благополучно спустилась на землю, а затем «была представлена» императрице.
На выставке в Библиотеке Росси представлены раритеты из собраний Павловского дворцово-паркового музея-заповедника и Государственного Эрмитажа. Это рисунки и гравюры («летучие листки» с портретами первых аэронавтов, сообщениями об их полётах, детальными описаниями аппаратов), письменные свидетельства очевидцев этих шоу, часы, веера и миниатюры с изображениями первых опытов покорения воздушного пространства. В качестве «изюминки» экспозиции её организаторы называют настольную игру XVIII века, «построенную на хронике самых ярких событий воздухоплавания 1783-1784 годов».
Кстати6 октября 1805 года штаб-лекарь московского Лефортовского госпиталя Иван Григорьевич Кашинский (1772-1846) поднялся с территории Нескучного сада на воздушном шаре своей конструкции, то есть первом отечественном. О своём предстоящем полёте изобретатель-самоучка сообщил в газете «Московские ведомости», заявив о намерении «подняться на великую высоту для испытания атмосферы». Полноценной информации об этих полётах и их успехе/неудаче почти нет. Сам Кашинский через ту же газету позднее сообщил, что его опыты не были материально поддержаны, поэтому он возвращается к своей основной профессии.
В Царскосельском дворцово-парковом музее заповеднике в рамках проекта «В небе Царского Села: воздухоплавание в императорской резиденции» (кинопоказы под открытым небом, лекции, мастер-классы по созданию фантастических летательных аппаратов для родителей и детей, авторские экскурсии) в Ратной палате открыта фотовыставка «О воздушном летании». Она посвящена воздухоплаванию в России начала XX века и в годы Первой мировой войны.
Здесь представлены редкие материалы из государственных музеев и архивов, а также частных собраний. Демонстрируются и восемь моделей российских дирижаблей, «исполненных для экспозиции проекта в виде арт-объектов».
На выставке показаны цифровые копии фотографий из коллекций Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России, Музея техники Вадима Задорожного, Фонда русского зарубежья имени Александра Солженицына, мультимедийного проекта «Энциклопедия Долгопрудного». Значительную часть экспозиции составляют уникальные фотоматериалы инженера Евгения Карамышева, переданные в Ратную палату его потомками.
Евгений Дмитриевич Карамышев (1888-1938) — русский и советский военный инженер и аэронавт. Родился в Луге, после окончания Николаевского инженерного училища был направлен в Ковенское крепостное воздухоплавательное отделение, затем — в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. В июне 1914-го его назначают командиром учебного дирижабля «Ястреб». В годы Первой мировой войны командовал дирижаблем «Астра-13» и отличился при бомбардировках немецких позиций.С февраля 1918-го — начальник воздухоплавательного отдела уже советских Военно-воздушных сил. Затем — начальник Петроградских воздухоплавательных курсов, позднее преобразованных в Высшую воздухоплавательную школу. Впоследствии Карамышев заведовал аэростанцией Главной геофизической обсерватории и занимался созданием в СССР единой системы метеослужбы.По доносу репрессирован и сослан в Республику Коми. Позднее работал в Москве на разных должностях вплоть до начальника воздухоплавательной станции ЦПКиО имени Максима Горького. Арестован в ноябре 1937-го, приговорён к восьми годам лишения свободы, скончался в Котласском пересыльном лагере.
Организаторы выставочного проекта в Царском Селе сообщают, что для него подобраны и оцифрованы хроникальные видеоматериалы начала ХХ века из Российского государственного архива кинофотодокументов, художественное решение экспозиции разработано с участием преподавателей и студентов факультета дизайна Высшей школы экономики (Санкт-Петербург). Обещан запуск в небо над Ратной палатой дирижабля и историческая реконструкция с участием клуба «Преображенский полк». Выставка работает до 30 октября нынешнего года.
Об истории Ратной палаты, где сейчас расположен музей «Россия в Великой войне» (Первой мировой), «Родина на Неве» уже подробно рассказывала. Напомним лишь несколько фактов.
В 1911 году Елена Андреевна Третьякова (вдова младшего брата Павла Михайловича Третьякова — основателя знаменитой московской галереи русского искусства) предложила в дар императору Николаю II коллекцию картин, акварелей, гравюр и литографий работы известных европейских и русских мастеров ХVІІІ-ХІХ веков, икон, лубков, карт, исторических документов, литературных памятников, различных бытовых предметов и образцов именного жалованного за подвиги оружия общей численностью примерно в 1300 единиц. Всё это иллюстрировало военную историю России с древнейших времён вплоть до начала ХХ века и предлагалось царю для создания специального музея.
Ратная палата в Царском Селе первоначально задумывалась не как художественный музей, а как воспитательно-просветительское учреждение, ориентированное не на широкую публику, а на нижних чинов полков царскосельского гарнизона и расквартированных здесь же частей императорского конвоя, то есть на сравнительно малограмотный контингент.
Проектировать здание поручили гражданскому инженеру Семёну Юлиановичу Сидорчуку (1882-1932), работавшему тогда в Дворцовом управлении Царского Села. Торжественная закладка состоялась 16 мая 1913 года.
Комплекс в плане имеет форму неправильного пятиугольника и состоит из собственно двухэтажной Ратной палаты с угловой восьмигранной башней, увенчанной шатровым завершением, ограды и галерей с тремя башнями. Образовавшийся таким образом внутренний двор предназначался для экспонирования образцов военной техники.
На момент начала Первой мировой войны Ратная палата находилась «в стадии выведенных стен и остропиленной». В сентябре 1914-го Елена Третьякова в письме Николаю II предложила собирать для будущего музея уникальные трофеи, оружие и другие важные материальные свидетельства идущей войны.
Возведение комплекса зданий Ратной палаты в Царском Селе завершено к началу 1917-го. Уже после Февральской революции и отречения Николая II здесь была открыта экспозиция, получившая название «Народный музей Великой войны 1914-1917 годов».
В 1918 году экспозиция была закрыта, после чего её экспонаты частично были переданы в фонды музеев Царского Села, другие вывезены и затем рассредоточены по различным хранилищам страны, некоторые просто уничтожены «как не представляющие ценности», а в основном — тупо разграблены.
В 1923 году комплекс зданий Ратной палаты был передан Агрономическому институту для размещения ректората, канцелярии и для «организации студенческого досуга».
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от обстрелов и бомбёжек. Впоследствии, после ремонта, оно использовалось и в качестве жилья, и как склад, а позднее было приспособлено под размещение реставрационных мастерских.
Экспозиция музея «Россия в Великой войне», открывшегося в 2014-м, расположена на двух этажах основного здания Ратной палаты и занимает площадь почти в тысячу квадратных метров. В её основе — подлинные предметы вооружения и быта участников Первой мировой войны, документальные и фотографические материалы, а также аутентичные копии и электронные информационные устройства. Всего представлено более 2000 раритетов.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов ГМЗ «Павловск» и «Царское Село», а также справочных ресурсов Интернета