Иногда старое ценится намного выше нового
Какие «москвичи» начали выпускать в Москве?
Да такие, китайские — это пока лишь отверточная сборка кроссоверов JAC.
А у нас в Башкирии, в городе Октябрьском, энтузиасты успешно осуществляют свою мини-программу возрождения первого отечественного народного авто.
И тут уж никакого «Made in China» — все исключительно свое.
Машина времени
Рассказывает Рауль Галикеев, пенсионер, в прошлом геофизик, 63 года:
— «Москвич-401» я впервые увидел в детстве в конце 60-х годов. Это была машина дяди — Рафика Гандалифовича Субханкулова (ему сейчас 83, он живет Казани, до сих пор не расстается с рулем и считается старейшим автомобилистом города). В 60-е по дорогам уже ездили «москвичи» новых моделей, а еще «Волги», «победы» и «запорожцы». Но то старинное авто просто заворожило: плавные линии, длинный высокий капот, широкие крылья. А внутри… Знаете, каждая модель пахнет по-особому. Это запах кожзаменителя, ковриков, пластика. Кажется, я и сейчас угадаю с закрытыми глазами и «Волгу» ГАЗ-21, и «победу». А «Москвич-401»… Его запах просто запал мне в душу!
И однажды Рауль Асхатович решил купить «Москвич-401» — машину времени для встреч с детством. Долго искал в интернете подходящий вариант. Наконец в 2012 году нашел в Татарстане экземпляр красивого фиолетового цвета в хорошем состоянии. Хозяин собирался использовать ретроавтомобиль для участия в свадебных кортежах, но, видимо, дело не пошло — решил продать. Возиться с ремонтом Раулю Асхатовичу не пришлось.
— А у моего отца был «Москвич-407», потом «Волга» 21-й модели, — продолжает он. Тоже дорогие сердцу машины. Я подумывал найти нашу «Волгу», но следы ее затерялись…
Ретро большое и маленькое
Ринат Тухватуллин, автомеханик, 34 года:
— Искать «Москвич-401» мне не пришлось. На нем ездил мой отец Олег Мусавирович Тухватуллин. Потом у нас были другие машины, а тот «москвич» просто стоял в гараже, накрытый тряпками. Лет десять назад у меня наконец дошли до него руки. Думал сделать хот-род. Это такой автомобиль, часто ретро, с наворотами для гонок — мощным двигателем, широкими колесами, усиленными тормозами и т. д. К счастью, меня отговорили.
Отговорил тренер из клуба «Пчелка», где Ринат в юности занимался картингом, Борис Борисович Черный-Ткач — авторитет во всем, что касается техники. Он объяснил, что ретроавтомобиль тем ценнее, чем больше в нем своих либо соответствующих эпохе деталей. И начались кропотливые поиски. Слава интернету — постепенно удалось добыть все необходимое — колпаки колес, бамперы, уплотнители, шильдик… Повезло с покрышками: они несколько десятков лет пролежали у запасливого московского владельца завернутыми в пергамент, в солидоле. И вишенка на торте — нашелся ключ зажигания с аббревиатурой «МЗМА» («Московский завод малолитражных автомобилей» — так назывался завод во времена изготовления модели 401).
На возрождение раритета ушло два с половиной года и 350 тысяч рублей. Весной 2014 года Ринат Олегович выехал на новеньком стареньком «москвиче» в город.
— Впечатления… Ну что вы хотите от конструкции 30-х годов? — говорит реставратор. — Тормозная система архаичная, никаких усилителей — дави на педаль, насколько сил хватает. Стеклоочистители механические, связаны с двигателем.
Бачка омывателя стекол нет. Мощность мотора — всего 26 лошадиных сил. Зато сколько радости вокруг! Для нее и нужны такие машины. А еще эта машина — память об отце.
А знаете, сколько всего ретроавтомобилей у автомеханика Тухватуллина? 15!
Лучше прописными буквами: ПЯТНАДЦАТЬ!!!
Правда, среди них только один большой, а остальные маленькие.
Закончив восстановление «москвича», Ринат Олегович купил по случаю старый педальный автомобильчик маленькой дочке. И… обрадовался приобретению не меньше нее. И пошло-поехало. Купил еще одну машинку, и еще… Маленькое ретро тоже сопряжено с розыском запчастей, в идеале оригинальных. А после реставрации оно попадает на различные показы. И тоже вызывает восхищение публики.
Сокровище за пять рублей
Александр Ухарский, госслужащий, 56 лет:
— Яркое детское воспоминание: мы собираемся в деревню. Мы поедем на автомобиле! Дедушка садится за руль, сажает меня на колени, и я кладу руки на баранку. Мы трогаемся. Я рулю! И пацаны во дворе это видят! Счастье… Дедушку звали Николай Григорьевич Леонтьев, он был фронтовиком, имел ордена. А его машина называлась «Москвич-401». Эта моя первая и самая сильная любовь в мире автомобилей…
Лет десять назад Александр Викторович встретил то самое авто! И где! В гараже у Василича — соседа со своей улицы Анатолия Васильевича Волокитина! …Нет, показалось, что то самое. У деда был серый «москвич», а этот — голубой (цвета морской волны, как значится в техпаспорте).
Василич рассказал, что машина 1955 года выпуска досталась ему от отца, а тот в конце 60-х купил ее у первого владельца, ветерана войны. Отец, Василий Иванович, умер в 1989-м, и с тех пор раритет стоит в гараже.
— Продай, Василич! — взмолился Ухарский. — Восстановлю и тебя первого прокачу!
Но хозяин отказался: мол, дети могут сами взяться за ремонт. А в 2019-м Василич сам пришел к Александру Ухарскому и… предложил ретроавто в подарок:
— На семейном совете решили, что ты сделаешь лучше.
Александр Викторович отказался брать это сокровище бесплатно.
— Ладно, сколько у тебя в кармане? — спросил Василич. В кармане лежала пятирублевая монета. На этой сумме и остановились.
Восстановление машины заняло около трех лет. Бывало, опускались руки, но на помощь приходили друзья и знакомые. В знак уважения к прежним владельцам Ухарский оставил изменения, которые они внесли за годы эксплуатации: коробку передач и приборный щиток от «Москвича-408», заднее стекло от ГАЗ-51... Наконец в прошлом году в День Победы Александр Викторович вывел машину из гаража и проехал по проспекту Ленина в колонне ретроавтомобилей.
— Еду, как Гагарин: все приветствуют, флажками машут, — вспоминает он. — А сам думаю: вдруг движок заглохнет — стыда не оберешься. Но старый «москвич» не подвел! Жаль, Василич не дожил до этого дня…
А сейчас Александр Викторович заканчивает восстановление другого советского народного автомобиля — «запорожца» ЗАЗ-965. Далее возьмется за приобретенную недавно «Волгу» ГАЗ-21 (пока это авторуины, которые прежний хозяин больше десяти лет держал под открытым небом на огороде).
— Первый «москвич», первая «Волга», первый «запорожец» — символы советского автопрома, — говорит Александр Ухарский. — Хочу собрать такую коллекцию и передать детям.
КСТАТИ
Первый советский народный автомобиль «Москвич-400» (годы выпуска 1946 — 1954, цена 8 тыс. руб.) и его близнец с чуть более мощным мотором «Москвич-401» (1954 — 1956, 9 тыс. руб.) вообще-то имеют немецкое происхождение: были скопированы с модели Opel Kadett K38.
Общее количество выпущенных «москвичей» моделей 400 и 401 — более 230 тысяч.
Автор: Ирек САБИТОВ