Найти в Дзене
БИБИП

Почему частникам в СССР грузовики не продавали

Прямых запретов как таковых на продажу грузовых автомобилей в частные руки в СССР не было, их просто не продавали. И если бы произошло невероятное, и кто-то каким-то способом смог бы себе грузовик купить, он не получил бы номера. В первые десятилетия существования СССР вообще не поощрялось частное владение любым автомобилем, даже легковым. В 30-е годы машину могли на человека оформить лишь в знак поощрения за какие-либо заслуги перед страной, но все равно, у немногих известных людей того времени был свой автомобиль. Это считалось случаем исключительной редкости.

Лишь осенью 1948 года в Москве открылся первый магазин «Автомобили», легально продававший машины населению. Там предлагалось все, что в стране выпускалось: ЗИМ, 400-й Москвич, «Победа» ГАЗ-20… Были бы лишь деньги, автомобили в магазине стоили очень дорого. Позже, в СССР появились «квоты» на легковые автомобили, их стали распределять по заводам и фабрикам, где самой такой возможностью купить машину поощрялись передовики производства. И даже в 60-е и 70-е годы, чтобы приобрести обычные «Москвич» и «Жигули» без спекулятивной переплаты, человеку необходимо было встать по месту своей работы в «очередь», которой обычно заведовала профсоюзная организация.

А вот что касается грузовиков, то на них вообще не существовало розничных цен, только заводские, для расчетов в системе безналичного рубля. Но и по заводским ценам мало что продавалось, больше распределялось по разнарядкам министерств и ведомств. И вообще, для чего советскому человеку мог понадобиться грузовик в личное пользование? Коммерцией заниматься? Так ведь частнопредпринимательская деятельность каралась статей № 153 УК РСФСР, до 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Так что, никому даже в голову не приходило как-то организовывать продажу грузового транспорта в частные руки.

Авто
5,66 млн интересуются