Найти тему

Что значит смотреть в ум?

Как и почему возникает наш мир, и существует ли свобода выбора?

В качестве предисловия слова  Бодхидхармы из "Проповеди пробуждения":

"Тот, кто понимает учение мудрецов - мудрец. Тот, кто понимает учение смертных – смертный. 
Смертный, который способен бросить учение смертных и последовать учению мудрецов, становится мудрецом. Однако, дурни этого мира предпочитают искать мудрецов где-то далеко. Они не верят тому, что мудрость их собственного ума является мудрецом. 
В сутрах сказано: «Не проповедуй эту сутру среди людей непонимающих». А также: «Ум является учением». Но люди непонимающие не верят в свой собственный ум или в то, что, поняв это учение можно стать мудрецом. Они предпочитают искать далекое знание и стремиться к тому, что находится где-то в пространстве, к изображениям Будды, к свету, к благовониям и красочности. Они становятся жертвами ложного и меняют свой ум на безумие.
В сутрах сказано: «Когда видишь, что все явления явлениями не являются, то видишь Татхагату». Все миллиарды дверей к истине, ведут из ума. Когда проявления ума также прозрачны, как пространство, они исчезают."

Многие, прочитав слова Бодхидхармы, могут подумать, что он учит жить, как у нас иногда говорят "своим умом". Типа думай, шевели извилинами и всё у тебя получится — найдешь и путь и просветление, однако говорит он о совсем другом. Бодхидхарма призывает не думать, а смотреть в ум, и через это преодолеть связанность его проявлениями...

 Что значит "смотреть в ум"? В данном случае нас интересует не его смысловое содержание, а сам механизм проявления всех его свойств, а также его основа, из которой всё проявляется. Не то что вы думаете (идеи), а сам процесс работы ума на всех его уровнях, его алгоритмы, если хотите. Другими словами, мы должны смотреть прямо в вибрации ума и в то из чего они происходят, тогда постепенно мы проникнем в суть ума.

Такое вИденье приходит с практикой. Развив в себе эту способность, вы начинаете осознавать сразу два пространства одновременно —внешний мир и свое внутреннее пространство ума... Вследствии этого, однажды вам открывается, что "внутреннее" и "внешнее" это одно пространство , и оно есть ничто иное, как ваш ум.

На самом деле пространство восприятия едино. Нет ни внутреннего, ни внешнего — всё просто есть здесь и сейчас...
На самом деле пространство восприятия едино. Нет ни внутреннего, ни внешнего — всё просто есть здесь и сейчас...

Развитое вИденье позволяет осознавать и видеть прямо свои чувства, эмоции и даже те же самые мысли, а так же вкус пищи во время еды, запахи, звуки, ощущения тела, в общем всё, что так или иначе составляет нашу реальность. "Видеть прямо" это значит осознавать форму, возникающую в уме , минуя мышление. Такой способ смотреть открывает для человека , казалось бы такой знакомый физический мир с совершенно другого ракурса!

Чем больше вы практикуете, тем сильнее и глубже становится ваше вИденье. Так постепенно вы начинаете жить в реальности вибраций ума. Вы как бы переключаетесь с преобладания привычного для большинства людей внешнего зрения, на зрение абсолютное в котором всё воспринимается, как нечто Целое. Можно сказать , что постепенно вы переходите на чувствование реальности, которая раскладывается в восприятии на нескончаемую череду ярко осознаваемых образов. Можно назвать это Матрицей, "выйти" из которой возможно лишь полностью осознавая, что она из себя представляет. 

Таким вИденьем обладает каждый человек, просто нужно осознать эту способность в себе... Осознав это, вы входите в реальность наполненной до краёв игры ума и постепенно проникаете в её изначальную природу — пустотность.

Постепенно фокус вашего внимания смещается на прямое чувствование реальности. Вы начинаете её ощущать, а не интерпретировать через мысли.
Постепенно фокус вашего внимания смещается на прямое чувствование реальности. Вы начинаете её ощущать, а не интерпретировать через мысли.

Интересно то, что некоторые люди могут иметь за плечами солидный опыт медитации и различных духовных практик, но так и не проникают в суть ума о которой идет речь выше. Как говорит мой Учитель, некоторые монахи всю жизнь медитируют и умирают на подушке для медитации, так и не раскрыв свой ум. Причины тут могут быть разные, но обозначены они могут быть общим словом — привязанность к тем или иным проявлениям ума. Поэтому нам и необходимо серьезно учиться смотреть в ум, а не просто формально выполнять какие-то внешние практики, как некие ритуалы. В любых ритуальных действиях или практиках в первую очередь важно внутреннее наполнение. Изучая внешнюю форму, всегда старайся проникнуть в её внутреннее содержание.

При правильной практике формальной статической медитации, однажды она выходит за пределы сидения, постепенно трансформируясь в динамическую бесформенную практику.
При правильной практике формальной статической медитации, однажды она выходит за пределы сидения, постепенно трансформируясь в динамическую бесформенную практику.

Изучая свой ум, на самом деле вы постигаете всё творение и те принципы по которым оно существует... Например, вам становятся понятны и очевидны основы магии и экстрасенсорики и все вопросы типа "правда это или ложь" просто отпадают, ибо вы видите сам механизм вышеназванных явлений, то как он функционирует и на что опирается. Об этом я расскажу в одном из последующих постов... Сейчас же давайте разберем, каким образом ум строит воспринимаемый нами мир.

Существует первичный импульс проявления вибраций ума, который сам по себе нейтрален, он никакой... Он просто есть в пространстве ума, и его осознание вопрос практики. И его то и нужно научиться видеть прямо... Условно назовём его первичный ум. Это ум проявления кармы, то есть он строит ощущения реальности человека согласно его карме... 

 

Карма человека проявлена в первую очередь ощущениями его тела — психическими и физическими, то есть тело, это кармический инструмент. Отождествляясь с телом, сознание ограничивает себя, кармическим восприятием, но через тело же оно имеет возможность выйти из этой игры ума... Вход там же, где и выход! 

 

Картинка-образ тела, плюс образы якобы его ощущений, после обработки мышлением создают иллюзию восприятия мира.
Картинка-образ тела, плюс образы якобы его ощущений, после обработки мышлением создают иллюзию восприятия мира.

При помощи тела вы получаете сигналы из окружающего мира и эти сигналы просто есть, пока вы не начали их интерпретировать под свою субъективную реальность... Например - звуки и запахи вокруг или ощущения тела... Вы их ощущаете, они возникают и исчезают без вашего участия, то есть первичный ум (сознание) создает эти ощущения в пространстве для моделирования какой то ситуации. И эти ощущения в сумме создают вашу объективную реальность... И уже эту реальность, созданную первичным умом, начинает развивать и достраивать вторичный уммышление. Разделение ума условно, и дается для лучшего понимания предмета разговора... 

 

Наша задача научиться жить в чистом осознавании реальности первичного ума (того, что есть), никак не цепляясь за её проявления! А зацепиться за эти проявления можно лишь постоянно вовлекаясь в работу вторичного ума (мышления). Поэтому в любой серьёзной мистической практике всегда уделяется такое большое внимание работе с остановкой мышления. 

 

Вовлекаясь в мышление, человек создает субъективную реальность в рамках объективной. То есть прошлая карма уже проявилась в виде окружающего его мира, он ничего не может с этим поделать, и ему необходимо как-то действовать в этом проЯвлении. Он окрашивает этот проявленный мир своим мышлением. Создаёт в нём образ некоего себЯ, а соответственно и отношение к миру, исходя из которого совершает какие-то дальнейшие действия, исходя из которых будет строиться его дальнейшая кармическая реальность, то есть нарабатывает новую карму — колесо сансары крутится именно так. 

 

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СВОБОДА ВЫБОРА? 

Ответ на этот вопрос можно дать с позиции квантового восприятия — выбора нет, но в тоже самое время он есть... Нет его потому, что как не крути, но вы, как внимание, всегда находитесь в реальности, создаваемой первичным умом — умом кармы, исходя из каких то предыдущих ваших действий, причем неизвестно когда, кем и в какой жизни совершенных... Тут и ваша карма, и карма рода и карма страны и так далее... Это не поддаётся логической проработке, так как слишком много неизвестных, всё переплетено... 

 Но "ваш" выбор, как внимания, состоит в том, буде те ли вы продолжать играть в мышление — верить мыслям, отождествляясь с эго, или выйдите из игры ума, осознав что она происходит сама по себе и никак не затрагивает "вас" ,как чистое Бытие (Сознание)... 

 

Осознав это на опыте, а не ментально умозрительно, вы выходите из игры, то есть перестаёте отождествляться с чем бы то ни было. Вас как Сознание больше не связывает ни мышление, ни любые проявления этого мира, ничто другое, что так или иначе возникает в пространстве восприятия. Старая карма возникает, высвобождается и сгорает в свете осознанности, но при этом новая не нарабатывается, ведь "вы" присутствуете ,как чистое необусловленное Сознание, не создавая кармических отпечатков в уме. Вы вне ума, вне идей о себе... Вас, как переживающего персонажа нет... Вещи проявленного мира первичного ума, случаются такими какие они есть, но вы как чистое Бытие никак не затронуты всем этим — всё просто происходит...

 

Думаю в свете всего написанного , становится понятно, что нет другой реальности, кроме как созданной  вашим умом...

 

В заключение приведу слова Ламы Сопа Римпоче: 

"Когда вы гуляете, то всё, что попадается вам на пути – ваша карма. 
Очень полезно думать о каждом ничтожном объекте, который вам встречается, о любом раздражителе, который улавливает ваше ухо, нос, язык или тело, говоря себе: «Это рождается из моего ума». 
Это не просто философия, это реальность. 
Если вы не хотите страдать и стремитесь к счастью, следите за собой. Практикуйте осознанность. Это самое важное."

❧Оdu Van