Найти в Дзене

Базовые эмоциональные потребности

Оглавление


Друзья, сегодня хочу рассказать об эмоциональных потребностях. Одном из базовых понятий психологического направления
схема-терапии.

Чем же эти понятия могут быть полезны в обычной жизни? На самом деле они могут быть очень полезны, поскольку человек с удовлетворёнными базовыми эмоциональными потребностями живёт в гармонии с собой и миром.

По теории
схема-терапии, в случае, если в раннем детстве эмоциональные потребности ребенка не удовлетворяются, то у него формируется искажённые восприятия себя, окружающих людей и мира в целом, а также способов взаимодействия с ними. Это сохраняется у нас в виде так называемой схемы действий, которая определяет наше поведение и принятие решений в различных ситуациях. Большое количество дезадаптивных схем приводят нас к ситуации, когда мы теряем контакт со своими настоящими потребностями и наполняем жизнь автоматическими действиями, которые направлены не на удовлетворение истинной потребности, а являются просто способом действия, который когда-то запомнил наш мозг в схожей ситуации. Такие действия оставляют наши жизненно важные потребности неудовлетворенными. Мы всё чаще начинаем чувствовать неудовлетворенность всем происходящим вокруг нас, встречаемся с такими эмоциями как гнев, страх, печаль и их нарастающей интенсивностью.

Схемы - это очень стабильные и устойчивые паттерны поведения, которые состоят из воспоминаний, телесных ощущений, эмоций и чувств. После активации такой схемы часто возникают интенсивные эмоции. Схемы довольно трудно менять, потому что они не подчиняются логике и хранятся в эмоциональной части мозга. Такие схемы активизируются и запускаются определенными ситуациями, которые содержат триггеры, мозг узнает в этом знакомую ситуацию и запускает известный ему уже процесс действия в этой ситуации.


Что же это за базовые эмоциональные потребности?

1. Потребность в принятии, безопасности и надёжной привязанности.


Эта потребность фундаментальная, в которой мы нуждаемся, когда только приходим в этот мир. Особенно актуальна в первый год жизни до 3 лет. Она позволяет формировать основу для уверенности в себе, чувствовать себя целостными, воспринимать сигналы от других о том, что вы значимы, приняты и являетесь частью социума.
Если первый опыт был основан на игнорировании этой потребности, то человеку в будущем будет сложно понимать свои желания, ставить цели и воспринимать мир как безопасное место.
В свою очередь, именно потребность в надёжной привязанности можно разделить ещё на 3 подпункта.

-2


1.1 Потребность в любви и принятии.

С новорожденного возраста и на протяжении всей жизни мы испытываем потребность, чтобы нас любили и принимали такими, какие мы есть. В раннем детстве, когда родитель утешает ребёнка, он говорит ему словами и своим поведением - "ты мне дорог, даже когда ты злишься, грустишь, делаешь наоборот, плачешь или хулиганишь. Даже когда ты ведешь себя не так, как мне удобно, ты всё равно дорог для меня". Именно так удовлетворяется потребность в любви и принятии.
А когда значимый взрослый говорит ребенку,
что он важен и нужен только тогда, когда ведёт себя хорошо и удобен для взрослого, эта потребность нарушается. У человека формируется убеждение, что любовь нужно заслужить, просто так его никто любить не будет. И во взрослом возрасте люди с нарушенной потребностью в любви и принятии зависят от мнения окружающих и имеют низкую самооценку. В раннем детстве любовь и принятие взрослых создают важную опору для растущей личности.

-3


1.2. Потребность в безопасности и защите.

Это базовая потребность для беззащитного и уязвимого человека, который только появился на свет. Эта потребность удовлетворяется, когда родитель своим поведением показывает, что он контролирует ситуацию, рядом с ним ребёнку ничего не угрожает, что взрослый может защитить ребенка. Ощущение безопасности формируется у ребёнка также, когда родители/взрослые рассказывают ему о возможных опасностях и помогают увидеть варианты, как с ними можно справиться.

Распорядок дня и постоянство вокруг ребенка создают ощущение стабильности и предсказуемости, которые в этот период очень важны для формирования чувства безопасности.
Если потребность в безопасности в детском возрасте не удовлетворяется, то ребёнок начинает переживать чувство тревожности, ощущение собственной беззащитности, настороженность по отношению к людям и окружающему миру, поскольку он воспринимается как опасный. Во взрослом возрасте неудовлетворенность этой потребности может приводить к формированию тревожных расстройств, депрессий, агрессивном поведении или стремлением изолироваться от социума.
Для удовлетворения этой потребности
важно показать ребенку, что несмотря на то, что жизнь непредсказуема, что в сложных моментах ситуация остаётся под контролем, и взрослый способен с ней справиться. Важно показать, что мир не только опасен, но и что в нём есть много прекрасных и поддерживающих моментов.

-4


1.3. Потребность в стабильности и предсказуемости отношений.

Для ребёнка важна стабильность и предсказуемость отношений со взрослыми, понимание, что забота взрослого стабильна, последовательна, предсказуема и не зависит от внешних обстоятельств или поведения ребёнка. Для ребёнка важно понимание, что его не оставят и не покинут. Именно при удовлетворении этой потребности, у ребёнка формируется позитивный образ взрослого, который оказывает поддержку, даёт спокойствие, и в будущем, человек способен сам себе оказать поддержку и справляться с различными трудностями.
Стабильность отношений подразумевает постоянную готовность поддерживать эти отношения, даже при наличии внешних изменений (переезд, изменения состава семьи и т.п.) забота для ребенка остается непрерывной с посланием:
"Именно ты важен, ты желанный, ценный и здесь тебе всегда рады". Удовлетворение этой потребности формирует здоровое и спокойное отношение к жизненным изменениям.
Опыт нестабильной привязанности формирует у человека страх покинутости, он сложно переживает разлуки, ему кажется, что к нему не вернутся, его бросят. Этот страх может сохраняться и в обычные моменты, что создает у личности постоянную тревожность за отношения и связь, может повышать конфликтность и резкие реакции и уменьшать степень эмоциональной открытости. Все это мешает личности формировать и поддерживать здоровые отношения с окружающими.

-5


2. Потребность в автономии, компетентности и признании собственных достижений.


Удовлетворение этих потребностей учит нас самостоятельно действовать, принимать решения, преодолевать сложные ситуации и чувствовать себя независимой личностью. Особенно ярко проявляется ближе к 3 годам.

Потребность в автономии не удовлетворяется, если взрослые чрезмерно опекают ребенка, ограничивают его любознательность, самостоятельность, не оказывают поддержку, не выполняют роль наставника и не помогают разбираться в причинно-следственных связях, не верят в его успех или в него самого.

Дети с удовлетворенной потребностью в автономии и компетентности легче формируют свой образ Я, способны определить свои цели и сформировать компетенции для их достижения.


При формировании автономии очень важна поддержка со стороны взрослого. Она помогает ребенку определять, что он движется в правильном направлении, делает верные шаги, поддержка решений ребенка формирует самостоятельность и ориентацию на формирование собственных суждений, ребенок учится видеть результаты своей деятельности и получать от них удовольствие вне зависимости от мнения других.

Безусловная поддержка формирует у ребенка привычку продвигаться к своим целям, даже если что-то получается не сразу, формирует спокойное отношение к ошибкам, как к части пути. Понимание, что ребёнок может рассчитывать на поддержку со стороны значимого взрослого, избавляет его от необходимости постоянно мониторить прочность эмоциональной связи со взрослым, и он может свободно переключиться на поиск вариантов решения, взаимодействия с другими людьми для того, чтобы достигнуть своих целей.

Если поддержки недостаточно со стороны взрослого, ребёнок может воспринимать это как негативную оценку того, что он делает и себя в целом, у него формируется чувство собственной ущербности и немощности, неспособности достигнуть какого-то значимого результата. Во взрослом возрасте люди с неудовлетворённой потребностью в поддержке чрезмерно чувствительны к критике, сомневаются в том, что делают, негативно относятся к ошибкам, может развиваться перфекционизм и обесценивание собственных результатов. Или ценными воспринимают только какие-то большие и значимые результаты, а шаги на пути к большой цели обесцениваются и не считаются важными. Могут формироваться 2 противоположные схемы - всеми способами искать одобрения или полная внешняя отстраненность, демонстрирующая, что это все не нужно вообще. Но внутри переживается как нужное и важное.

-6


3. Потребность реалистичных границах, дисциплине и самоконтроле.


Потребность, удовлетворение которой, позволяет установить структурированные и подчиняющиеся понятным правилам и закономерностям отношения. Это учит ребёнка пониманию, что в отношениях есть не только его желания, но и желания другого человека. И для того, чтобы вместе было комфортно,
важно учитывать желания обеих сторон. Здесь же ребёнок понимает, что у всего есть своё время - время игр, время сна и работы, что взрослые не будут всегда потакать всем его прихотям. И что для удовлетворения его потребностей иногда важно соблюдать определенные правила. Ребёнок учится выдерживать нормальный уровень дискомфорта, справляться с фрустрацией.

Человек, с удовлетворенной потребностью в реалистичных границах в детстве, во взрослом состоянии уважает права других людей, ему легко выстраивать отношения сотрудничества, он способен ставить долгосрочные цели и достигать их, эмоционально устойчив в ситуациях неудач, способен справляться с фрустрацией и дискомфортом, может адекватно контролировать свои побуждения и импульсы, устанавливает адекватный уровень самодисциплины.


Люди с нарушенной потребностью в границах не научаются выдерживать нормальный уровень дискомфорта, испытывают сложности в установлении здоровых взаимоотношений, им сложно признать, что у других людей тоже есть права и значимость этих прав. Такие личности растут, как правило в ситуации, где всё разрешается, всё запрещается или никак не регламентируется.

-7


4. Потребность выражать свои эмоции и чувства, в понимании и сопереживании.


Важная потребность выражать и обсуждать возникающие чувства. При этом, здесь человеку
важно открыто сказать о том, что его волнует, что ему хочется, в чём он нуждается, и чтобы его услышали, поняли и приняли его вместе с этими чувствами и мыслями. Стабильное открытое выражение своих эмоций и чувств позволяет чувствовать себя адекватным, нормальным, эффективно регулировать свои эмоциональные реакции.

Когда эта потребность не удовлетворяется, ребёнок учится тому, что
есть "плохие" и "хорошие" чувства, ему диктуют что он должен чувствовать, а что нет, взрослые лучше знают в чем ребенок нуждается, а в чем нет, стыдят за открытое проявление своих эмоций, у ребенка на первый план выходит дезадаптивные способы справляться со своими эмоциями - подавление, отрицание, проекция и т.п., которые не помогают проживать эмоции, а только убирают их из поля сознания.

Для удовлетворения этой потребности в детстве важную роль играют такие послания от взрослых как:
"Я понимаю, что ты чувствуешь в этой ситуации. Я понимаю, что с тобой происходит сейчас, я понимаю, почему ты поступаешь именно так".

Именно понимание и сопереживание со стороны значимого взрослого формирует у нас ощущение, что наши чувства и потребности важны.

Учит прислушиваться к собственным эмоциям и чувствам и создает чувство принадлежности к чему-то большему в моменты уязвимости. Избавляя ребенка от чувства одиночества, которое мы и во взрослом состоянии проживаем в периоды, когда не имеем возможности разделить свои чувства с другим человеком и у нас нет контакта с со своими потребностями. Чувство одиночества - это разрыв с самим собой, разрыв со своими потребностями и чувствами.

Если потребность в понимании и сопереживании не удовлетворяется, то мы чувствуем отвержение, у нас формируется убеждение, что наши чувства и потребности не важны и никто никогда не сможет нас понять.
В условиях неудовлетворения этой потребности, у человека может сформироваться эмоциональная отстраненность, нарушение внутреннего баланса, такие люди часто проживают очень сложное для них чувство одиночества и чаще слушают других людей, не способны даже с близкими людьми поделиться своими переживаниями. Также страдают навыки саморегуляции, особенно сильных эмоций, появление которых вызывают тревогу и стыд. Подавление эмоций - очень опасная схема, поскольку вызывается глубокие невротические нарушения и появление психосоматических заболеваний.

Для ребёнка очень важна эта эмоциональная связь, настолько же, насколько потребность в еде и заботе о его физической сохранности, именно удовлетворение этой потребности учит ребенка заботиться о себе во взрослом возрасте, через эту потребность дети учатся определять границы своего я и формировать их, чувствовать свою значимость и ценность.

-8


5. Потребность в игре, спонтанности и наслаждении.


Потребность в игре - одна из
базовых потребностей человека, через которую он развивается и знакомится с жизнью. В игре ребенок общается, знакомится с миром, пробует разные модели, физические нагрузки и получает удовольствие от процесса.

Для взрослых потребность в игре имеет не меньшее значение. Она проявляется в таких видах деятельности как творчество, юмор, игровые виды спорта, хобби и т.п. Удовлетворение этой потребности приносит удовольствие, дает много внутренней энергии и внутренних ресурсов.

Дети, которые росли в условиях, где спонтанность и игра были под запретом, во взрослом возрасте испытывают сложности с получением удовольствия, в том числе от жизни в целом. Они испытывают сложности проживанием позитивных эмоций, более подвержены эмоциональным выгораниям, часто нарушают баланс работы/отдыха, испытывают сложности с восстановлением собственных ресурсов, как правило обесценивают игровые виды деятельности, не понимают в них смысла и ценности. Все это приводит к эмоциональному истощению, тревожным расстройствам, депрессивным состояниям и апатии.

Люди с удовлетворенной потребностью позитивно смотрят на мир, способны находить себе интересное занятие в любых условиях, с интересом воспринимают все новое.


В разные периоды жизни эмоциональные потребности, в том числе сформированные в детстве, оказывают влияние на текущую реальность. С развитием у нас формируются новые и новые убеждения о себе, о людях и о мире, которые как полезные ископаемые наслаиваются друг на друга. И в какой-то момент новые убеждения могу вступать в конфликты, создавая внутренние противоречия. Которые могут иметь большое количество проявлений.
Это процессы глубокого залегания, чтобы выйти из дезадаптивных паттернов поведения, которые стали мешать вам в текущей реальности, рекомендую работу со специалистами, для профилактики и планомерной работы - самостоятельное изучение и отслеживания в своей жизни.

Всё, что мы недополучили в детстве, мы можем добрать во взрослой жизни.

Главная цель такой работы - это жизнь в гармонии с собой и с окружающим миром.