Адвайта-веданта (джняна, высшая истина) – это философское учение Индии о единстве человека и Творца. Адвайта означает не-двойственность. Весь мир – только наше представление о нем. Ничего не является таким, как кажется. Мир существует, потому что существуем мы.
Размышляя о причинах Творения вовне, древние риши обнаружили, что они погружаются вовнутрь, исследуя себя. Они пришли к тому, что внешнего мира нет, нет ничего кроме ума. Все является излучением ума. Что же тогда есть ум? Если ум является причиной Творения, то откуда появился он сам? Ум является причиной относительного мира – мира иллюзий, поэтому и сам ум – ложь, его не существует. «Тогда кто я?» – спрашивали мудрецы себя. Абсолютное Ничто, истинное Я, Безмолвие, Тишина. Но этим нельзя поделиться с другими, потому что это за пределами слов, ума, мыслей – вне этого мира. Это можно только пережить лично. Относительный мир, в котором мы живем, не имеет никакого отношения к духовности. Наш ум хочет стать духовным, медитировать, стать просветленным, пробудиться, но это невозможно для ума, т.к. он тоже принадлежит этому миру майи. Очень трудно объяснить и понять, что чего-то нет (тела, к примеру), если мы это видим. Но это так. Существует только сознание. Так говорит Адвайта-веданта. И это можно только испытать.
Весь относительный мир подчиняется Закону Кармы. Его можно сравнить с 3-им законом Ньютона: «Всякому действию соответствует равное по силе и противоположно направленное обратное действие». Причины и следствия существуют только в относительном мире. Закон Кармы существует, потому что существует время и пространство. Пока мы отождествляем себя с телом и умом, мы испытываем на себе действие физических законов, в т.ч. Закона Кармы. Часто мы не понимаем, почему с нами случается то или это, т.к. не помним причин, породивших эти следствия. Но все происходит так, как должно. Мы всегда получаем обратно то, что когда-то отдали.
С точки зрения Адвайта-веданты нет ни времени, ни пространства. Чтобы освободить себя от пут майи, нужно погрузиться вовнутрь и перестать внутри реагировать на внешние действия, порождая новые причины и следствия. Когда мы не реагируем на обстоятельства нашей жизни, мы становимся нейтральными и не накапливаем новую карму. Если мы перестаем считать себя телом-умом, мы превосходим Закон Кармы и становимся свободными.
Что значит не реагировать? Это не означает не совершать внешнее действие, это значит освободить свой ум от мыслей и действовать спонтанно по велению духовного сердца. Как только мы начинаем думать, мы рождаем причину. Кто создает причину и получает следствие? Наш ум (эго). Когда ум растворяется в Сознании, Карма исчезает. Единственный способ избавиться от Кармы – это пробудиться.
Есть одна древняя мудрость: «До просветления руби дрова, носи воду. После просветления руби дрова, носи воду». После пробуждения наше тело будет продолжать свою деятельность, но мы будем осознавать, что мы – не тело, мы – Абсолютная реальность, и все происходит само собой.