Найти в Дзене
TECHNOmagazine Дайджест

Фрезеровании асфальта: что это такое, какие машины используются

Оглавление

Рост интенсивности дорожного движения и увеличение грузоподъёмности авто ведёт к повышенному износу дорожного покрытия. Восстановление несущих способности дороги требует применения технологий, способных оперативно решить данную задачу. Фрезерование асфальта – один из этапов ремонта дорожного полотна.

Дорожное полотно в разрезе

Дорожное полотно – это верхний несущий слой дорожной одежды, предназначенный для движения транспортных средств. Его главной задачей является защита и обеспечение расчётного срока службы путепровода. И хотя с виду полотно кажется единым покрытием, оно является слоистым, впрочем, как и вся конструкции автодороги.

В разрезе дорога представляет собой многослойный «пирог», который состоит из:

  • песчано-щебёночной подушки, уложенной на подготовленное земляное основание;
  • верхнего дорожного покрытия из бетона или асфальтобетона.

В основании дорожного полотна лежит слой песочно-гравийной смеси, которая обеспечивает морозоустойчивость и отводит избыточную влагу.

Верхнее покрытие противодействует ударному и сдвигающему воздействию колёс транспортных средств. Оно состоит из бетонного или асфальтобетонного полотна, которое обеспечивает необходимую гладкой и, одновременно, шероховатость для взаимодействия (сцепления) с колёсами автомобилей.

Под воздействием нагрузок, осадкой и перепадов температур дорожное покрытие разрушаются и требуют замены. Иногда это ямочный ремонт, в некоторых случаях всеобъемлющее восстановление дорожной одежды, а иногда замена верхнего слоя асфальтобетона на протяжённом участке. Для проведения большинства дорожных ремонтных работ, чтобы положить новое полотно необходимо удалить слой старого покрытия.

Основные варианты снятия дорожного покрытия

-2

Сначала старый асфальт удаляли вручную разбивая его при помощи отбойного молотка или кирки. Однако этот процесс является длительным и требует больших трудозатрат. Для ямочного ремонта он подходит, но для больших объёмов – долго и дорого. Поэтому начался поиск вариантов механизации данного процесса.

В итоге родились два способа срезать изношенный асфальт – горячий и холодный. Как понятно из названия, их разница заключается в необходимости предварительного нагрева обрабатываемого участка дороги в первом случае, и отсутствии такой необходимости во втором.

Первым появился горячий метод снятия старого дорожного покрытия. Поскольку разогретая асфальтная смесь пластична, её легче убрать именно в таком агрегатном состоянии. Это и стали делать – дорожное полотно предварительно разогревали горелками, а затем для срезки асфальта использовали строительные машины – погрузчик, бульдозер или грейдер. Отходы грузили в самосвал и увозили.

Обратите внимание! Фрезерованием называется механическая обработка при котором режущий инструмент совершает вращательное движение. Когда при горячем способе удаление асфальтового покрытия осуществляется механическим смещением – это не относится к фрезерованию.

Затем была разработана фрезерная машина, которая осуществляла срезку разогретого асфальта фрезой. Такое решение позволило ускорить процесс снятия старого полотна, но имело свои недостатки. К тому же, отходы плохо поддавались переработке.

Желание использовать асфальт вторично подтолкнула к созданию метода холодного фрезерования. Считается, что впервые её осуществили в компании Galion Iron Works. Этот производитель автогрейдеров установил фрезеровочный барабан на одну их своих машин. А энергетический кризис 1973 года придал такому решению популярности. Именно методом холодной фрезеровки снимают асфальт в подавляющем большинстве случаев.

Горячее фрезерование асфальта: плюсы и минусы

-3

Само названием – горячее фрезерование – подразумевает, что снятие покрытия происходит после нагревания. Термическая обработка поверхности выполняется передвижными горелками, работающими на керосине, бензине, природном газе.

Достоинство процесса горячего фрезерования в том, что разогретый асфальтобетон приобретает эластичность и легко срезается. Это позволяет снизить износ режущего инструмента.

Основные недостатки такого решения:

  • прилипание срезанной смеси на рабочий инструмент;
  • склеивание материала в большие куски однородной массы;
  • трудности утилизации снятого материала;
  • высокие затраты на нагрев полотна.

Преимущества холодного фрезерования

-4

В основе метода холодного фрезерования лежит принцип рыхления и измельчения старого асфальтового покрытия на требуемую глубину без термической обработки. Полученные отходы представляют собой крошку или гранулы, которые легко перевозить и повторно использовать в создании нового покрытия.

К основным недостаткам этого способа можно отнести стоимость техники и износ зубьев режущего барабана. Однако применение современных технологий и материалов позволяют продлить срок службы фрез.

Важными преимуществами использования холодного фрезерования асфальта являются:

  • возможность точной установки толщины снимаемого покрытия;
  • вторичное использование снятого материала;
  • низкая себестоимость работ;
  • придание необходимой шероховатости поверхности для нанесения нового покрытия.

Спецтехника для снятия старого дорожного покрытия

-5

Для срезки асфальта применяют специальные машины и оборудование. В подавляющем большинстве – это дорожная фреза. Однако при небольших объёмах, например, ямочном ремонте, применяется другое оборудование.

Стоит отметить, что к дорожным фрезам относятся не только самоходная техника, которую можно увидеть в каждом крупном городе. Они бывают прицепными – когда в качестве тягового механизма используется трактор, а также навесными – в виде сменного рабочего оборудования экскаваторов или погрузчиков.

Ремонт дорожного полотна также осуществляют с помощью ресайклера – машины для переработки снятого старого покрытия. Она объединяют в себе фрезу и мобильный асфальтный завод. Эта технология позволяет заменить старое покрытие без лишних транспортных и временных затрат.

При небольших объёмах и ямочном ремонте дороги используется ручной инструмент. Это может быть малая дорожная фреза, которой управляет идущий позади оператор или нарезчик швов, для спила кромки выбоины. В последнем случае, удаление остатков старого дорожного покрытия осуществляется по старинке – в ручную.