Его называли «югославским Мерседесом», потому что в 60-х годах прошлого века это был автомобиль политиков и режиссеров, спортсменов, пользующийся при этом статусом «отечественного продукта». Конечно же, речь идет о легендарном «Тристаче», Fiat 1300/1500, получившем наибольшую международную известность на территории бывшей Югославии. Вскоре после презентации в Италии в 1961 году в Крагуеваце началось лицензионное производство лимузина, где автомобиль получил марку Zastava 1300.
В то время как производство Fiat 1300/1500 в Италии закончилось уже в 1967 году, в Югославии Zastava 1300/1500 «дожил» до 1979 года. Мало того, в 70-е годы было установлено лучшее оборудование и предлагались версии DeLuxe и 1300E. . С дисковыми тормозами на всех колесах, задним приводом, двигателем мощностью 72 л.с. в самой мощной версии 1500, максимальной скоростью 155 км/ч, Zastava 1300/1500 был любимым роскошным автомобилем Югославии, где было выпущено более 200 тысяч экземпляров.
Один югославский экземпляр недавно был выставлен на распродажу старожилов. Хотя у него голландские номерные знаки, значок Zastava, а также наклейки «YU» и страны-преемницы «SRB» и «BiH» показывают, где автомобиль провел большую часть своего века. Это версия Zastava 1300 DeLuxe (60 л.с.), автомобиля, впервые зарегистрированного в июне 1978 года. Предположительно, «Тристач» проехал всего 16 043 километра почти за 45 лет!
«Из-за нехватки времени мы ищем человека, который хочет наслаждаться этим автомобилем и содержать его в хорошем состоянии. Классика очень аккуратная, ухоженная и, за исключением нескольких небольших пятен ржавчины, на ней сохранилась родная краска. Едет хорошо, переключается легко, заменены тормозные диски и колодки, а также задние амортизаторы» , — так описывает «Тристачу» владелец, за которую он просит 6900 евро.