2022 год, вероятно, войдет в историю автоиндустрии как уникальный год: продажи резко упали, а прибыль выросла. Создавшийся дефицит рынка позволяет компаниям поддерживать рекордно высокие цены на свои автомобили. В первой половине года все основные рынки Европы сообщили о значительном снижении по сравнению с 2021 годом, при этом продажи достигли самого низкого уровня за более чем десятилетие.
Многие эксперты скептически отнеслись к шансам DS, недавно переименованного премиального бренда Peugeot-Citroen. Но в преддверии 2022 года французский бренд сообщает о росте почти на 11%, обгоняя Land Rover по продажам в ЕС и почти вдвое превышая размеры Lexus и Alfa Romeo.
Только два рынка в Европе могут похвастаться двузначным ростом в этом году – Румыния (23%) и Болгария (13,3% ), согласно данным европейской отраслевой организации ASEA. Поскольку они основаны на цифрах, сообщаемых дилерами, они немного отличаются от регистрационной статистики, которую Automedia.bg собирает в базе данных Министерства внутренних дел. Но они все же достаточно показательны для состояния рынка. Давайте посмотрим, какие по мнению АСЕАН самые прибыльные и самые убыточные бренды на европейском рынке в 2022 году.
20. Jeep - 54 627
Бренд кроссоверов Stellantis сообщил о снижении почти на 20% по сравнению с первой половиной 2021 года, но это было ниже среднего показателя по рынку и помогло Jeep увеличить свою долю рынка с 1,2 до 1,3%.
19. МИНИ - 58 642
Британский бренд BMW также сообщил о сокращении продаж по сравнению с прошлым годом, но значительно ниже среднего по рынку (-14%). Доля рынка остается на уровне 1,3%.
18. Ниссан - 82 497
Всего несколько лет назад крупный игрок в Европе благодаря бестселлеру Qashqai, теперь Nissan уверенно направляется в рубрику «и другие». Снизившись на 19% в годовом исчислении, доля рынка сократилась до всего 1,1% — в три раза меньше, чем в середине прошлого десятилетия.
17. Вольво - 92445
Шведский бренд Geely продемонстрировал сильные результаты в 2020 и 2021 годах в своем электрифицированном ассортименте, но теперь наблюдается отчетливый отток клиентов, который снизился более чем на 27% в годовом исчислении. Доля рынка, которая достигла рекордных 2,4%, теперь падает до 2,0%.
16. Сеат - 160 585
Испанский бренд VW работает намного лучше, чем не только его конкуренты, но и его собратья по концерну. Падение по сравнению с 2021 годом составляет всего 7,6%, а доля рынка растет на три десятых до 3,5% — самого высокого показателя за всю историю бренда.
15. Опель - 177 129
Немецкий бренд резко упал с тех пор, как он перешел в собственность Stellantis, и сегодня его рыночная доля составляет всего 3,8% — вдвое меньше, чем в прошлом под эгидой GM. Но чтобы компенсировать это, впервые в своей новейшей истории Opel получает прибыль.
14. Ситроен - 179 323
Дефицит чипов больше всего ударил по бюджетным брендам, и Citroen является хорошим примером: снижение почти на 26% в годовом исчислении. Доля рынка сокращается с 4,5% год назад до 3,9% сейчас.
13. Форд - 193 038
Еще одно уже былое величие. Ford Europe когда-то конкурировал с VW за звание крупнейшего производителя в Европе. Сегодня он сообщает о падении на 14% в годовом исчислении и доле рынка в 4,2%, чего недостаточно даже для места в Топ-10.
12. Фиат - 194 133
При нехватке чипов приоритет отдается более дорогим и прибыльным моделям, что вполне объясняет 27-процентное падение у Fiat. Доля рынка упала с 5% в прошлом году до 4,2%.
11. Дачия - 210 526
Исключение из правила, согласно которому в кризис чипов производители отдают предпочтение дорогим автомобилям. Фактически, Dacia является единственным европейским брендом в массовом сегменте, сообщившим о росте в этом году, причем на целых 16%. Рыночная доля румынского бренда уже составляет рекордные 4,6% за всю его историю по сравнению с 3,2% годом ранее. Большой вклад вносит новая модель Jogger.
10. Хендай - 212 629
Корейцы предусмотрительно обеспечили достаточное количество микрочипов уже в 2020 году благодаря контрактам с Samsung и теперь пожинают плоды — рост почти на 4% в годовом исчислении и скачок доли рынка с 3,8 до целых 4,6%.
9. Шкода - 224 533
Концерн VW является одним из наиболее пострадавших от нехватки полупроводниковых схем, а Skoda — наиболее пострадавший бренд внутри концерна — падение почти на 25% в годовом исчислении и сокращение доли рынка с 5,6 до 4,9%1.
8. Киа - 228 842
Несомненно, это один из крупнейших победителей 2022 года с ростом продаж более чем на 14% и скачком доли рынка с 3,7% год назад до рекордных 5,0%. Впервые в своей истории Kia стала более крупным брендом в Европе, чем Opel, Ford, Fiat и даже ее материнская компания Hyundai. Значительная заслуга принадлежит новому поколению Sportage, пользующемуся повышенным спросом.
7. Ауди - 230 744
Премиальный бренд VW находится в несколько более привилегированном положении в концерне и сумел ограничить падение продаж до 12%. Этого достаточно, чтобы увеличить долю рынка бренда на десятую до 5,0%.
6. БМВ - 253 475
Борьба за первое место в премиум-сегменте в этом году будет особенно ожесточенной. BMW и Mercedes несколько раз менялись местами с момента ее начала, после конца июня баварцы отстают минимально. Их доля рынка в размере 5,5% сохраняется.
5. Мерседес - 256 081
Сильные весенние месяцы для Mercedes, которому удается опередить своего главного конкурента менее чем на 3000 автомобилей. Снижение в годовом исчислении составляет чуть более 7 процентов, доля рынка достигает 5,6%.
4. Рено - 275 199
Снижение среди французов в годовом исчислении составляет почти 21%, хотя в последние два месяца оно замедлилось. Доля рынка падает с 6,5 до 6,0 процентов. Любопытный вопрос заключается в том, насколько это сокращение связано с внутренней каннибализацией Дакии.
3. Пежо - 295 342
А крупнейший французский бренд находится в состоянии серьезного падения - более 22% в годовом исчислении, что приводит к сокращению доли рынка с 7,1% до 6,4%. Акционеры компании, вероятно, найдут утешение в том, что норма прибыли увеличилась и, хотя Peugeot продает меньше автомобилей, производит больше.
2. Тойота - 317 979
Японцы сообщили об очень сильном 2021 году и достигли позиций в Европе, которых у них никогда не было. В 2022 году продажи идут с минимальным спадом (-0,4%), но доля рынка продолжает расти и составляет уже 6,9% — исторический рекорд для Toyota.
1. Фольксваген - 488 468
Для Volkswagen разница между первой половиной 2021 года и первой половиной 2022 года составляет более чем на 140 000 проданных автомобилей меньше. Падение в годовом исчислении составляет 22%, доля рынка падает более чем на 1 процент и составляет уже 10,6%.
21. Mazda - 50 567
22. Porsche - 30 603
23. Mitsubishi - 28 326
24. DS - 22 949
25. Land Rover - 22 592
26. Honda - 22 533
27. Lanica - 21 524
28. Lexus - 12 589
29. Alfa Romeo - 11 736
30. Smart - 11 696
31. Jaguar - 6 470
32. Alpine - 1 365