От Megane до Camaro и от Nissan GT-R до седана VW Passat, новый год принесет нам дюжину легендарных имен.
Исчезновение старых моделей и появление новых — явление совершенно нормальное для автомобильной отрасли: если бы это было не так, сегодня нам всем пришлось бы ездить на Ford Model T. Но факт в том, что в последние годы расчистка старые имена достигли невиданных размеров. И надвигающийся 2023 год побьет рекорды в этом отношении. От Renault Megane до Ferrari 812, от седана VW Passat до Chevrolet Camaro — более десятка легендарных имен уйдут со сцены не потому, что они никому больше не нужны, а из-за экологических норм, политических препятствий или просто потому, что их производители ищут еще большую прибыль. Мы попытались выбрать модели, для которых 2023 год станет последним годом на рынке, а также несколько моделей, которые даже не доживут до этого.
Рено Меган
С момента своего первого появления в 1996 году компактный хэтчбек Renault пользовался хорошей популярностью в Болгарии. За 9 месяцев текущего года в нашей стране зарегистрировано 425 новых «Меганов» и еще 779 автомобилей с пробегом. Но 2023 год станет последним полным годом для традиционного Megane на рынке. Затем Renault прекратил выпуск модели с ДВС и оставил только электрический Megane e-tech — но это уже совсем другой автомобиль из другого сегмента и другой ценовой категории.
До недавнего времени была надежда, что Renault сможет предложить своего рода преемника бензинового Megane для рынков, еще не готовых к электрификации. Но на автосалоне в Париже глава марки Фабрис Камболив подтвердил Automedia.bg, что судьба Megane решена. С 2024 года Renault будет предлагать в С-сегменте только одну модель двигателя внутреннего сгорания — Austral.
Ауди Р8
Суперкар Audi, спроектированный Lamborghini, заслужил культовый статус, поэтому компания максимально продлила его жизнь. Но в 2023 году бензиновые R8 окончательно уйдут в прошлое. Audi пообещала сделать преемника с электроприводом, но он появится не ранее 2025 года.
Ниссан ГТ-Р
Хотя этот автомобиль уже давно пользуется культовым статусом, мы не можем не воскликнуть «О времени!». GT-R существует на рынке уже более 11 лет с минимальными обновлениями. По всей вероятности, японцы разработают последнее новое поколение, прежде чем окончательно отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Но несомненно, что это новое поколение не доберется до Европы из-за новых стандартов выбросов из Брюсселя.
Volkswagen Passat седан
В течение последних пятнадцати лет Passat неизменно был второй по популярности моделью на рынке подержанных автомобилей (после Golf). Но на Западе его версия в кузове седан в последнее время привлекает все меньше покупателей, а ожидаемого прорыва в Северной Америке сделать не удалось. Поэтому теперь VW прекратит его производство, оставив Passat только в кузове универсал. Любителям седанов VW придется довольствоваться Arteon.
Субару WRX СТИ
Уже в марте японцы официально объявили о прекращении производства своей самой легендарной модели. Они не предложили особого объяснения, почему они это делают, но ясно, что это связано с попыткой снизить средний уровень выбросов в диапазоне. Subaru продолжит выпускать WRX (американскую версию Impreza), но без культовой топовой версии STI.
Шкода Фабия Комби
При цене небольшого городского автомобиля, но с огромным багажником, Fabia Combi была одним из самых доступных способов обеспечения мобильности для молодой семьи. Но с новым поколением Fabia чехи решили не разрабатывать версию универсал. Намекнув еще в 2021 году, решение было окончательно подтверждено в августе этого года. В ноябре производство нынешнего Combi останавливается.
Фиат 500л
Плод злополучной идеи создать из платформы Fiat Grande Punto минивэн, этот автомобиль не вошел в число лучших ни по поведению на дороге, ни по надежности. В последние годы производство на сербском заводе в Крагуеваце было почти символическим, а теперь оно окончательно остановлено. 500L останется на рынке только до тех пор, пока (или если) не будут выпущены оставшиеся серийные единицы. А сербский завод Fiat начинает двухлетнюю подготовку к переходу на электромобили после того, как президент Александр Вучич заплатил Fiat почти 50 миллионов евро, чтобы он не закрывался.
Мерседес А-класса
Речь пока только о седане, и только для рынка Северной Америки. В Европе A-класс является бестселлером Mercedes и останется на рынке до конца 2024 года. Но после этого и он, и B-класс навсегда исчезнут, став жертвой стремления нового босса Олы Каллениуса к подтолкнуть размер прибыли еще выше. С 2025 года единственными более компактными моделями Mercedes будут CLA и GLA.
Феррари 812 Супербыстрый
Еще в феврале этого года итальянцы подтвердили, что они прекращают принимать заказы на 812 Superfast и 812 GTS, фактически прекращая выпускать свои безнаддувные модели V12 без гибридной поддержки. Однако производство 812 продолжится до 2023 года для выполнения ранее принятых заказов.
Сиденье Альгамбра
Еще один из обреченных минивэнов — Seat уже перестал принимать на него заказы, перенаправив нуждающихся в большем пространстве на кроссовер Tarraco. Завод в Палмелле все еще собирает последние блоки Alhambra для выполнения заказов, отложенных из-за кризиса чипов. Но это закончится навсегда после Нового года. Любопытно, что до сих пор принимаются заказы на близнеца Alhambra, VW Sharan, который производится на том же заводе. Но та же участь ждет его и в 2023 году.
Давайте Стингер
Этот автомобиль, разработанный бывшим боссом BMW M Альбертом Бирманном, возможно, является самой спортивной машиной, когда-либо выпущенной в Южной Корее. Но Stinger так и не стал сенсацией рынка, и Kia сменила направление развития и больше задумалась об электроприводе. Конкретная дата пока не объявлена, но точно известно, что Stinger не получит второго поколения и исчезнет во второй половине 2023 или начале 2024 года
Мицубиси АСХ
Немного заниженный, но практичный и достаточно надежный, ASX завоевал верных поклонников в Европе, но теперь он окончательно сходит со сцены. В результате договоренностей в альянсе Renault-Nissan-Mitsubishi в следующем году на Старом Континенте снова появится модель под именем Mitsubishi ASX — но это будет не кто иной, как Renault Captur с измененной эмблемой.
Смарт Форфор
Закончив со своими бензиновыми моделями еще в 2020 году, Smart теперь поставил крест на электрической версии ForFour. Но вы все равно можете купить электрический Renault Twingo, который технологически идентичен и производится на том же заводе в Словении. Что касается Smart, то все усилия направлены на новый электрический кроссовер Smart #1 китайского производства.
Мазда СХ-3
Небольшой кроссовер пользовался приличным интересом на Старом Свете благодаря эффектному дизайну и хорошему поведению на дороге, но затем в компании решили сделать ставку на более выгодные модели. На некоторых европейских рынках CX-3 все еще доступен по сей день, но с декабря он исчезнет навсегда, уступив место более крупному, но и гораздо более дорогому CX-30.
Лексус ИС
Хотя за последние годы Toyota значительно увеличила свою долю рынка в Европе, ее премиум-бренд так и не прорвался на Старом континенте. Теперь японцы сужают предложение только до своих прибыльных моделей внедорожников. Маленький хэтчбек CT уже ушел с рынка, а с 2023 года будет снят с производства и IS.
Форд Эдж
Попытка Ford выйти на более крупный рынок внедорожников в Европе с Edge была прекращена еще в 2021 году из-за низких продаж. Теперь модель собирается покинуть рынок Северной Америки, несмотря на недавний фейслифтинг. Edge выглядит избыточным с линейкой Escape, Bronco, Bronco Sport и Explorer. Вместе с ним уезжает близнец Линкольн Наутилус.
Небольшой EcoSport также выпадает из ассортимента бренда в США.
Рено Сценик
Смерть минивэнов была возвещена рыночным успехом первых кроссоверов, таких как Nissan Qashqai. Renault прекратил выпуск Scenic еще в мае этого года, а в 2023 году он почти наверняка положит конец и более крупному Grand Scenic.
Через год появится новый автомобиль, носящий имя Scenic — серийная версия представленной этой весной концепт-модели (на фото). Но это будет совсем другая модель с электроприводом.
Мы уже попрощались с другой моделью Renault - седаном Talisman, которому так и не удалось найти место в сокращающемся D-сегменте, и после того, как было выпущено всего около 120 000 единиц, он сошел с конвейера.
Хонда NSX и Акура NSX
Сроки серийного производства суперкаров истекают из-за ужесточения норм выбросов. Honda положит конец NSX второго поколения, выпустив последнюю версию Type S мощностью 600 лошадиных сил.
Бьюик Энкор
Название, вероятно, ничего вам не говорит, но очертания явно знакомы. Buick Encore был последним уцелевшим близнецом старого Opel Mokka: возможно, лучшим автомобилем, когда-либо разработанным южнокорейским подразделением GM. В Европе что-то на платформе Peugeot уже продается под названием Mokka. В Америке Encore также уходит со сцены, уступая место более крупному Encore GX.
Шевроле Спарк
Парадоксально, но новые нормы вредных выбросов фактически уничтожат самые экономичные автомобили на рынке – городские модели А-сегмента. Причина в том, что соблюдение стандартов требует добавления дорогостоящих технологий и поднимает цены на самые маленькие автомобили до уровня, на котором их никто не купит. Spark, дальний потомок бывшего Daewoo Matiz, является еще одной моделью в сегменте под белым флагом.
Форд ГТ
А для Ford выпуск 660-сильного суперкара — слишком большая нагрузка в условиях, когда за каждый лишний грамм выбросов платят штрафы. После шести лет на рынке суперкар с 3,5-литровым двигателем V6 прощается с выпуском ограниченной серии LM Edition.
Хендай Акцент
Еще один дешевый и доступный автомобиль, которому уже нет места на рынке. Вероятно, решение корейцев остановить его также связано с параличом российского рынка, где Accent был одной из самых продаваемых моделей (под названием Solaris). В 2023 году, ровно через 29 лет после появления на рынке, Accent навсегда уйдет на пенсию.
Инфинити Q60
Всего несколько лет назад этот автомобиль предлагал самые доступные 400 лошадей на болгарском рынке. Брюссельские экологические стандарты вытеснили Infiniti со всех европейских рынков, а теперь двухдверное купе Q60 перестанет существовать и в Северной Америке, где его твин-турбо V6 не зарекомендовал себя достаточно, чтобы завоевать поклонников.
Ламборгини Авентадор
Мы уже попрощались с одной из самых успешных моделей за всю историю Lamborghini несколько недель назад. Специальное издание LP780-4 Ultimae стало вишенкой на торте производства, которое длилось более десяти лет.
Крайслер 300
Трудно придумать другую модель, более заслуживающую термина «устаревшая». Текущее поколение Chrysler 300 присутствует на рынке с 2011 года, но в технологическом плане оно мало чем отличается от первого поколения, дебютировавшего в 2005 году. А оно, в свою очередь, использовало технологии Mercedes-Benz. W221 с 2002 года. Теперь, наконец, Крайслер ставит точку мучения. Вероятно, один из дуэта Dodge Challenger/Charger также станет побочной жертвой — легендарный маслкар обязательно получит новое поколение, но две его разновидности будут объединены в одну для снижения затрат.
Форд Фиеста 3 двери.
Когда-то один из бестселлеров на Старом континенте, в этом году супермини Ford не попал даже в Топ-40 самых продаваемых моделей. Все-таки 5-дверные версии переживут 2023 год. А вот 3-дверным «фиестам» приходит конец.
Шевроле Камаро
Ford по-прежнему производит свой культовый Mustang, но его главный соперник от Chevrolet уйдет со сцены к концу 2023 года. Попытки оживить продажи с помощью более экономичных двигателей меньшего размера потерпели неудачу, и производство Camaro будет прекращено. В более отдаленном будущем Chevrolet планирует заменить его новым электрическим седаном.
БМВ i3
Последний i3 сошел с конвейера несколько месяцев назад, но это не конец жизни первого полностью электрического автомобиля баварцев. Когда он появился десять лет назад, i3 явно опередил свое время благодаря своему необычному дизайну и широкому использованию переработанных материалов. Сегодня в технологическом плане машина уже старомодна, но, несмотря на это, спрос на подержанные i3s не перестает расти и цены уже приближаются к ценам на новые машины
Хендай Ионик
Эта удобная модель с гибридным или чисто электрическим приводом была всего лишь промежуточным этапом, пока Hyundai не подготовила новую электрифицированную линейку. Благодаря очень успешному Ioniq 5 и дебютирующему в настоящее время Ioniq 6 эта новая линейка стала фактом, не оставив места для оригинального Ioniq.