Найти тему
Чемодан историй

Чёрная акула, он же Аллигатор, он же Катран- зачатый при СССР

Оглавление

В свое время человечество желало лишь одного — просто подняться в небо. Когда это удалось, были поставлены более амбициозные задачи: не просто лететь, а зависать над определенной точкой... так появились вертолеты.

Ка 50
Ка 50

Само собой, ведущие мировые державы в лице военных инженеров додумались навесить на вертолеты вооружение...

Многие скажут, что современных КБ в России не существует, что вся военная техника рождалась во времена СССР... и будут отчасти правы. Мы до сих пор успешно используем и совершенствуем разработки той Эпохи.
Ударный вертолёт Ми-24П
Ударный вертолёт Ми-24П

Советские инженеры и ученые не стали изобретать велосипед, а взяли за основу американский «Апач». Но мы не просто скопировали американский образец — была изобретена собственная машина!

До этого на вооружении уже стоял МИ-24, прозванный в войсках «крокодилом». Он принимал участие во многих вооруженных конфликтах и зарекомендовал себя с отличной стороны... но времена менялись. Всплыли существенные недостатки этого аппарата:

  • несовершенная форма, отлично обнаруживаемая радарами;
  • не эргономичное десантное место;
  • отсутствие места для второго пилота;
  • большой вес и устаревшая электроника.

Разработкой нового устройства занялись конструкторское бюро Миля и Камова. Конструкторы опирались на уже существующий образец. После тяжелых 90-х годов наконец-то нашлись средства для завершения проекта. Он был представлен в 2008 году.

Ка 52 "Катран"
Ка 52 "Катран"

Что изменилось?

Инженеры максимально упростили процесс управления. Многие вопросы успешно решает автоматика, без привлечения пилотов. Кроме того, вырос уровень их защищенности.

Вот что внедрили для более успешной обороны:

  • соосная схема расположения винтов улучшила маневрирование в ограниченном пространстве;
  • экранно-выхлопное устройство сильно снизило тепловую зависимость вертолета;
  • особый датчик оповещает экипаж о радиолокационном облучении — можно подготовиться к прибытию противника заранее;
  • внедрена станция, способная бороться со средствами РЭБ.

Кроме того, вертолет несет на борту достаточно мощное наступательное вооружение:

  • ракеты — управляемые и неуправляемые;
  • 30-мм пушка;
  • бомбы весом до 2 тонн.

При всех доработках основные узлы нового вертолета собраны из компонентов предшественника. Однако, внесены и существенные изменения в виде:

  • общего облегчения аппарата;
  • улучшения аэродинамики — за счет особых обтекаемых форм;
  • внедрения места второго пилота и улучшения электронной начинки.

Все системы машины продублированы. Даже если какой-либо член экипажа не сможет выполнять свои функции, за дело возьмется электроника. Приятный бонус: вертолет одинаково эффективен как днем, так и ночью. Сказывается внедрение системы ночного видения.

Модернизирована и система спасения пилотов. При возникновении внештатной ситуации:

  • добавлена возможность катапультирования по принципу истребителя;
  • перед катапультированием лопасти вертолета отстреливаются, что гарантированно сохраняет жизни пилотов.

Примечательно, что на новую машину установили два газотурбинных двигателя ВК-2500. Они позволяют подниматься на немыслимую высоту в 5 километров! А статический потолок равен четырем километрам. Таким образом, машина может перелетать через многие горные хребты. Ей не страшен жаркий климат и обледенение.

А в 2012 году создали обновленную версию, способную приземляться и взлетать на палубы кораблей.

-4

В настоящее время "Вертолёты России" объединили под своей крышей КБ Миля и Камова. Хорошо это или плохо, покажет время.

Конкуренты

Немаловажен и экономический аспект. Аллигатор в три раза дешевле своего американского конкурента Апача! Россия вместо одного способна произвести сразу три вертолета!

Кроме того, заокеанский коллега вышел чересчур уж усложненным... а порой излишняя электроника даже вредна. Российские же конструкторы смогли добиться оптимального соотношения электронной начинки и механики.

Михаил Миль (1909–1970)
Михаил Миль (1909–1970)

Конфликты

Машина успешно использовалась во всех вооруженных конфликтах. В 2016 году несколько образцов были переброшены в Сирию, где применялись в различных операциях.

Достойное применение аппаратам нашлось и в зоне СВО. Благодаря своей конструкции вертолет избавлен от рулевого винта и... может летать и без задней части! Это продемонстрировала одна из машин, прилетевшая на свою базу без хвоста. Он был попросту оторван во время боя, что не помешало экипажу вернуться домой.

Николай Камов (1902–1973)
Николай Камов (1902–1973)

Кроме Российской Федерации, вертолеты такого типа эксплуатируют и в Египте. Несмотря на не самый легкий климат, боевые машины работают отлично.

Работа над модернизацией Аллигатора продолжается и сейчас. К сожалению, ситуация в мире заставляет наш ВПК все время быть в тонусе.

А что вы думаете о состоянии отечественного производства в настоящее время, не только ВПК, а так сказать всего комплекса отечественного машиностроения.

Выскажи своё мнение на канале «Чемодан историй»

  • В статье содержатся материалы из: wikipedia, wikimedia и других свободных источников.