Найти в Дзене

Подозрительный груз и отрыв двигателей

В воскресенье 4 октября 1992 года грузовой самолет Boeing 747 крупнейшей авиакомпании Израиля El Al выполнял рейс из Нью-Йорка (США) в Тель-Авив (Израиль) с промежуточной посадкой в Амстердаме (Нидерланды).

Грузовой Boeing 747
Грузовой Boeing 747

Самолётом управляет опытный экипаж: 59-летний капитан Ицхак Фукс, второй пилот и бортинженер. Кроме них на борту находится один пассажир. На момент вылета из Нидерландов общая масса груза составляла почти 115 тонн. Самолет оказался очень тяжелым, ведь после погрузки и дозаправки взлетный вес достиг примерно 95% от максимального.

Произведя взлёт в аэропорту Амстердама, самолет набирал высоту над жилыми кварталами. Спустя 6 минут, когда борт практически достиг 2000 метров, раздался звук, похожий на взрыв. Приборы на панели бортинженера показали, что вышли из строя оба правых двигателя (№3 и №4). Пилоты еще не знали, что на самом деле эти двигатели попросту оторвались от крыла. КВС взял управление самолётом на себя, в то время как второй пилот вёл переговоры с диспетчером:

– El Al 1862, Mayday! Mayday! У нас аварийная ситуация.

Пилоты физически не видят двигатели из кабины и не могут оценить их состояние визуально. Экипаж думает, что все двигатели на месте. Диспетчер сообщает пилотам схему захода на посадку и командир начинает разворот для снижения высоты и выхода на посадочный курс. Снижение проходит со сложностями, но экипаж мужественно пытается вернуть самолет на землю. Кажется, еще несколько минут и они совершат посадку.

Полёт без одного двигателя Boeing 747
Полёт без одного двигателя Boeing 747

Но отрыв двигателей не мог не повлечь серьезных последствий и вскоре пилоты сообщают о проблемах с закрылками и управлением. Самолёт резко переходит в неуправляемый правый крен и в пикирование. В такой ситуации у пилотов просто нет шансов спасти тяжелую машину. Второй пилот передает на землю сообщение, которое оказывается последним:

– Падаем, 1862, падаем, падаем, повторяю, падаем!

На заднем фоне слышно, как КВС борется за жизнь самолета и своего экипажа до конца и приказывает выпустить шасси. Понимая безвыходность ситуации и неизбежность жертв, один из диспетчеров произносит: «Всё кончено». До полосы им не хватило 13 километров. Находясь в пике под углом 70° и правом крене в 90°, огромный Боинг 747 врезается в жилой комплекс «Груневен». Происходит взрыв и 11-этажное здание охватывает пламя.

Реконструкция
Реконструкция

В ЖК «Груневен» проживало много нелегальных мигрантов, поэтому масштаб трагедии не позволял определить точное количество погибших и раненых. Со слов очевидцев, некоторые жители комплекса вынуждены были выпрыгивать из окон, чтобы спастись от пожара. Вначале ходили слухи о сотнях погибших и раненых. Официально было обнаружено и опознано 43 тела: все 4 человека на борту самолёта и 38 человек на земле. Ещё 26 человек получили ранения.

После катастрофы сотни местных жителей сообщили о проблемах со здоровьем и жаловались на депрессию, апатию и затруднённое дыхание. Предполагалось, что на борту был некий опасный груз. Поначалу правительство Нидерландов уверяло, ничего такого самолёт не перевозил. Спустя 6 лет Израиль официально признал, что на борту действительно был груз ингредиентов, необходимых для изготовления нервно-паралитического газа зарина.

На месте катастрофы
На месте катастрофы

На месте катастрофы были обнаружены обломки кабины пилотов, части крыльев и фюзеляжа. Оторвавшиеся правые двигатели №3 и №4 с пилонами были найдены спустя некоторое время в озере Гоймер и изъяты следователями для дальнейшего изучения. Неподалёку нашли также части правого крыла. На месте катастрофы из под обломков достали сильно поврежденный параметрический самописец, но данные с него восстановить всё-таки удалось. Речевой самописец так и не был найден.

На обломках, возможно относящихся к левому крылу, были обнаружены перья, поэтому в качестве одной из первых версий рассматривалось столкновение с птицами. Но исследование показало, что перья принадлежат голубю, размеры которого не могли вызвать серьёзных повреждений. Также в качестве причины рассматривался теракт, однако после проверок эта версия была исключена. Поэтому основной версией крушения стала техническая неисправность.

При изучении двигателя №3 внимание следователей было приковано к креплениям и механизму отрыва двигателя. Последний срабатывал если возникали серьезные перегрузки. Последовательно рушились предохранители, закреплявшие двигатели на крыле, и их отрыв происходил без вреда для систем самолета.

Согласно официальному отчету, причинами катастрофы стала цепь следующих событий. Во время взлёта все четыре двигателя самолёта работали на полную мощность, а давление на крепления пилона к крылу в этот момент было максимальным. Затем крепление двигателя №3 обламывается в результате нештатной поломки предохранителя, вызванной усталостью металла. Вслед за ним обламывается и второе крепление. Двигатель №3 отрывается, поворачивается, а потом врезается в двигатель №4, крепления которого моментально обламываются.

Кроме того, двигатель №3 оборвал кромку правого крыла, серьёзно повредив гидравлическую систему. Поврежденная консоль крыла частично потеряла подъемную силу. Когда пилоты попытались выпустить закрылки и предкрылки механизация на левом крыле вышла, а на правом нет. В итоге дисбаланс тяги, подъёмной силы и снижение скорости привели к переходу самолёта в неуправляемое пикирование.

На месте катастрофы
На месте катастрофы

Расследование установило, что это был не первый случай отрыва двигателей на самолётах типа Boeing 707 и Boeing 747. После катастрофы в Амстердаме, по рекомендации следователей, конструкция креплений двигателей была изменена. В программу подготовки пилотов и диспетчеров внесли изменения, предписывающие при разрешении аварийных ситуаций учитывать не только безопасность самолета и пассажиров, но и риски для лиц на земле, особенно в жилых районах.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

Расследования авиакатастроф