Сегодня Ferrari Testarossa неизменно является одной из главных жемчужин на любых выставках автоклассики, будто то российская "Автокультура" или итальянская Concorso d’Eleganza. И везде этот суперкар называют словно сошедшим со вкладышей жевательной резинки Turbo или настенных постеров из журналов восьмидесятых-девяностых годов. Автомобиль-мечта, суперкар-легенда и один из самых желанных в мире для вот уже нескольких поколений мужчин - именно такие эпитеты можно услышать в отношении этой машины чаще всего...
Но что если отбросить сантименты и взглянуть на Тестароссу сегодняшним беспристрастным взглядом? Не потеряла ли модель свое очарование за прошедшие 39 лет с момента появления? Насколько актуально выглядит ее техника сейчас?
1. История. Здесь, на первый взгляд, все довольно просто. Серийный вариант Testarossa дебютировал осенью 1984 года на автосалоне в Париже в качестве замены уже слегка устаревшей Ferrari 512 BB. Обе модели имели уже ставшую классической для Ferrari центральномоторную компоновку и, конечно, 12-цилиндровый двигатель. Технические изменения были скорее эволюционными (мощность повысили не более чем на 10%), но самое главное - практически новый дизайн кузова! К слову, название новинка получила от гоночных болидов 250 Testa Rossa и 500 Testa Rossa второй половины пятидесятых. Само слово сочетание "Теста Росса" означает "красная голова" - из-за окрашенных в красный головок цилиндров двигателя...
2. Дизайн. Пункт, который уже почти четыре десятилетия не поддается никаким сомнения - и, вероятно, уже не поддастся никогда. Яркий стиль Testarossa действительно заслуживает только самых громких комплиментов. Создавал его традиционный "поставщик" внешности для Ferrari - ателье Pininfarina. В частности, нарисовал известный художник Леопольдо Фьораванти, позднее даже открывший собственную дизайн-студию Fiorovanti. Если же возвращаться непосредственно к Тестароссе, то ее главная отличительная черта - неподражаемые решетки-ребра на боковинах кузова. Это впечатление усиливала также черная решетка на задней панели кузова поверх фонарей. А еще машина имела как стационарные фары для движения на небольших скоростях, так и подъемные для дальнего света.
3. Двигатель. Классический оппозитный 12-цилиндровый двигатель (то есть поршни здесь ходят горизонтально) объемом 4943 см3 с небольшими изменения взяли от Ferrari 512 BB. К слову, BB расшифровывалось как Berlinetta Boxer - купе с оппозитным мотором. Но если у 512 BB агрегат имел либо карбюраторы, либо "задушенную" для американского рынка версию с механическим впрыском, то у Testarossa - только впрыск K-Jetronic. Мощность была повышена с 360 до 390 сил. Очень приличный показатель для 1984 года! Например, даже Lamborghini Countach до появления 4-клапанных головок цилиндров имела не более 375 л.с. У Testarossa с самого начала были по четыре клапана на каждый цилиндр (всего 48). Интересно, что в сети до сих пор идут споры о количестве распредвалов. На самом деле, их четыре - по два на каждую половинку блока.
4. Конструкция кузова. По сути, она не поменялась с пятидесятых годов. Это стальная трубчатая рама, на которую навешивались алюминиевые наружные панели (при этом указывается, что двери у Testarossa тоже стальные - для большей жесткости). Например, такое конструктивное исполнение имели еще самые ранние Mercedes 300 SL Gullwing. А вот у чуть более поздней и значительно более дорогой Ferrari F40 уже частично использовались детали из углепластика. Но в дальнейшем карбон применялся на серийных суперкарах итальянской фирмы лишь эпизодически. Например, в середине двухтысячных годов с моделью Ferrari 599 GTB Fiorano они перешли на целиком алюминиевые кузова. Размеры Ferrari Testarossa: длина 4,49 метра, ширина 1,98 метра, высота всего 1,13 метра!
5. Ходовая часть и компоновка. Мотор у Testarossa, как известно, стоит продольно за креслами водителя и пассажира (места у машины только два). Машина имела типично "суперкаровские" подвески - на двойных поперечных рычагах. Интересно, что на каждое заднее колесо приходилось по два амортизатора и две пружины. Размер колес довольно невелик даже для восьмидесятых годов: 225/50R16 спереди и 255/50R16 сзади. В коробке передач - стандартные пять ступеней переднего хода ("шестиступку" серийные Ferrari получат лишь в девяностые). Тормоза - естественно, дисковые, с вентиляцией. Поздние версии могли иметь гидроусилитель руля, но АБС и тем более систем стабилизации здесь нет.
6. Динамика. Сверхлегкой Testarossa не назовешь - снаряженная масса только начиналась с 1506 килограммов. Это объясняется в том числе огромным бензобаков на 115 литров. Развиваемые двигателем 490 Нм крутящего момента были способны ускорить машину с места до 100 км/час за 5,7-5,8 секунд. Это отнюдь не рекордный показатель даже для середины восьмидесятых. Например, BMW M 635 CSi с двигателем на сотню "лошадей" меньше имела близкие 5,9 секунд до "сотни". Максимальную скорость тоже слишком впечатляющей не назовешь - 290 км/час. При этом аэродинамика отнюдь не принесена в жертву дизайну: для Testarossa указывается очень приличный коэффициент аэродинамического сопротивления Cx=0,36...
7. Цена и выпуск. Стоил автомобиль, естественно, недешево, до появления F40 будучи самой дорогой моделью Ferrari. В 1985 году в ФРГ за стандартную Тестароссу просили 222,3 тысячи немецких марок: для сравнения, культовое купе Mercedes 560 SEC стоило 133,6 тысяч, а BMW M 635 CSI - "всего лишь" 82 тысячи. Машина провела на конвейере стандартные семь лет, до 1991-го. Как правило, в графе "количество экземпляров" для Testarossa указывается число 7.177 экземпляров. Это довольно солидный показатель по меркам Ferrari. Причем он мог быть больше, но итальянцы не сразу смогли наладить выпуск в достаточных количествах. Так, в 1984 году изготовили всего 91 машину, а в 1985 году покупателям передали 593 экземпляра. Но с каждым годом объемы выпуска только росли и в рекордном 1990-м было продано уже не менее 1312 машин!
8. Дальнейшая эволюция. В те годы автомобиль, безусловно, уже считался культовым в любом уголке земного шара. Поэтому неудивительно, что в Маранелло решили решили продлить жизнь модели за счет выпуска обновленных модификаций Ferrari 512 TR (Testa Rossa) 1991-1994 годов и F512M 1994-1996 годов. Они получили 18-дюймовые колеса и некоторые изменения по технике, а двигатель был форсирован сначала до 428 л.с, а затем до 440 л.с. Вместе они смогли довести суммарный объем производства этой легендарной модели до 10 тысяч экземпляров. Интересно, что "пятьсот двенадцатые" также имели значительно обновленный внешний вид (новый передок и с 1994 года новая задняя часть кузова с круглыми фонарями), но главный элемента от маэстро Фьораванти, боковые ребра, так и остался неизменным до закрытия производства в 1996 году.
P.S.: Напоминаю всем читателям, что я традиционно не занимаюсь "копирайтингом" и пишу все тексты для статей исключительно сам. Причем по возможности использую также собственные фотографии (как некоторые кадры в этой статье).
Тем, кто прочитал эту работу до конца - мое признание. А если поставили лайк - я признателен вдвойне! Подписывайтесь, комментируйте, делайте репосты. И не забывайте, что самое интересное на моем канале еще впереди!