Автомобили советского производства в 1935 году: ГАЗ, ЗиС, ЯЗ. Если в начале прошлого века производство автомобилей по всему миру, в том числе в России, было в зачаточном состоянии, а в нашей стране транспорт собирали и вовсе на единственном предприятии в Риге, то к середине 1930-х годов выбор стал несколько шире, а модельный ряд пополнился грузовыми машинами повышенной проходимости. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru ознакомилась с книгой 1935 года, в которой рассказано обо всех моделях советского автопрома того времени.
«Семь лет назад, чтобы форсировать расширение советского автомобильного парка и скорейшим образом приступить к постройке автомобилей, были выбраны лучшие иностранные образцы — Форд и Автокар —и поставлены на производство в Советском Союзе. Одновременно с этим конструкторская мысль работала над созданием советских конструкций автомобилей», — пишет автор книги, Анатолий Карягин.
Последующие годы автор характеризует как настоящий рывок автопрома. Так, только в 1934 году предприятия выпустили в четыре раза больше машин, чем было на всю страну в 1928-ом. Также в издании говорится, что за последние семь лет объём автопарка увеличился в 10 раз.
Одним из крупнейших предприятий того времени был Горьковский автозавод, сегодня более известный как ГАЗ. В его модельный ряд входили как легковые, так и грузовые машины.
Настоящим «народным» автомобилем в то время был пятиместный фаэтон ГАЗ-А. В движение автомобиль приводит 3,28-литровая «четвёрка» мощностью 40 лошадиных сил. Сочетается с двигателем трёхступенчатая трансмиссия. По данным производителя, расход топлива на 100 км пути равен 16 литрам бензина второго сорта, а максимальная скорость достигает 95 км/ч.
Габариты машины составляют 3874 мм длину, 1709 мм в ширину и 1753 мм в высоту, размер колёсной базы равен 2630 мм.
В списке стандартного оборудования техники значатся головная оптика с ближним и дальним светом, спидометр, указатель уровня топлива, амперметр, звуковой сигнал, электрический стартер и запасная пусковая рукоятка, зеркало заднего вида, вакуумный очиститель лобового стекла, запасное колесо и набор инструмента.
Впрочем, уже тогда производитель готовил новую, улучшенную версию легковушки — ГАЗ M-1.
Выпускаемый Горьковским автозаводом легковой автомобиль ГАЗ-А в настоящее время уже не удовлетворяет возросшим требованиям советского потребителя. Он, прежде всего, недостаточно комфортабелен: открытый кузов мало пригоден для наших климатических условий, форма кузова не удовлетворяет требованиям аэродинамики и эстетики. Подвеска и баллоны автомобиля ГАЗ-А делают езду по неусовершенствованным дорожным покрытиям неспокойной. Запас мощности двигателя также не вполне достаточен. В процессе эксплуатации машины ГАЗ-А выявился и ряд других недостатков. Все Это привело к необходимости перехода ГАЗ на новую модель, которая будет пущена в массовое производство к началу 1936 года. Новая модель названа М-І (Молотовец-І).
Это был закрытый автомобиль с форточками в окнах и форсированным до 52 сил двигателем, который «по отделке и удобству не уступал автомобилям Ford 1934 и 1935 годов.
Помимо этого, с конвейеров завода сходили полутонные пикапы, а также полуторки ГАЗ-АА и трёхосные грузовики ААА с двумя ведущими осями и грузоподъёмностью до 2 тонн.
Ныне снесённый завод имени Сталина в Москве был в 1936 году одним из локомотивов советского автопрома. Он выпускал трёхтонные грузовики ЗиС-5 и его удлинённую модификацию ЗиС-12, четырёхтонный ЗиС-6 и автобусы ЗиС-8 на 22—26 мест. Также на предприятии велась подготовка к запуску производства семиместных лимузинов ЗиС-101 представительского класса.
В тройку крупнейших автозаводов того времени также входил Ярославский автозавод, на мощностях которого собирали модели Я-5 и ЯГ-10 — это тяжёлые грузовики, способные перевозить 5 или 8 тонн соответственно.
«Эти грузовики находят применение в самых разнообразных областях народного хозяйства. Поэтому, несмотря на сравнительно малую годовую производительность Ярославского автозавода, значение его для Советского Союза огромно», — подчеркнул Корягин.
Большегрузы оснащались шестицилиндровыми отечественными моторами с отдачей 74 и 102 лошадиные силы в сочетании с четырёхступенчатой трансмиссией и понижающей передачей.
«Таким образом, число передач в трансмиссии автомобиля удваивается и даёт восемь различных комбинаций, позволяющих автомобилю с полной нагрузкой (до 7 т) проходить по плохим дорогам и бездорожью, а на хорошей дороге развивать большую скорость», — заключил автор.