Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Задолго до «Газели»

Сегодня во многих городах весомую роль в пассажирских перевозках играют маршрутки. Как правило, это пассажирские автобусы сверхмалого класса «Газель Next», либо каркасные «Газель Сити». Их широкое распространение обусловлено тем, что в начале 00-ых годов на маршруты регулярного движения были допущены частные перевозчики. Им по силам было приобретение лишь автобусов малого класса, те самые «пазики», либо пассажирские «Газели».

Не будем углубляться в негативные и позитивные следствия такого решения властей. Это тема для отдельного большого материала, но это объективная реальность отечественного городского пассажирского транспорта.

Маршрутка в российском миллионнике
Маршрутка в российском миллионнике

В малых и крупных городах реальностью являются маршруты, где невысокий пассажиропоток. Ставить на обслуживание таких маршрутов подвижной состав большой вместимости нецелесообразно. Даже нецелесообразно эксплуатировать технику среднего класса.

Кстати, даже в столице нашей родины Москве от маршруток не отказываются, а совсем недавно на такие маршруты вывели даже электрические «Газели».

Впрочем, еще с советских времен, когда руководитель столицы тов. Гришин объявил "Москву образцовым коммунистическим городом" маршрутки были довольно привычным явлением. Самая популярная маршрутка соединяла метро «Динамо» и столичный аэровокзал по адресу Ленинградский проспект, 37. Его могли опробовать многочисленные гости столицы. Тариф составлял 15 копеек. Хотя напомним, проезд в столичном автобус был 5 копеек, в троллейбусе 4 коп., а трамвае – 3 коп.

-3

Работали на этом маршруте микроавтобусы RAF – Рижского автобусного завода. Вот о таких первых отечественных маршрутках мы и приоткроем страницу отечественного автомобилестроения.

На самом деле первым серийным был микроавтобус РАФ-977 «Латвия», появившийся на свет в 1958 году. А в следующем году началось серийное производство. Этот автомобиль почему-то часто называют «слизанным» с западногерманского микроавтобуса  Bogward В611. На на самом деле это не так. Просто стилистика автомобилей конца 50-ых начала 60-ых доминировала тогда в автостроении. Да и техническая основа «рафика» была отечественной. Он базировался на агрегатах автомобиля «Волга» ГАЗ-21.

Первая советская маршрутка РАФ-977
Первая советская маршрутка РАФ-977

В столице Советской Латвии выпускали не только микроавтобусы, но и кареты скорой помощи, автомобили для оперативных групп милиции. Также был построен развозной фургон. Но поскольку мощностей предприятия в Латвии не хватало, то в 1966 году его передали в Ереван, а фургон получил наименование ЕрАЗ-762. Небольшая партия специальных микроавтобусов для перевозки донорской крови была собрана в Луганске (Ворошиловграде) Украинской ССР.

Дизайн автобусов семейства РАФ-977 выполнен стильно, но одновременно и скромно. Облик машины получился, как говорят сейчас, дружелюбным – особый шарм придает симпатичная пухленькая добродушная «мордочка».

Конструкторы, создававшие этот автомобиль, старались при небольших внешних габаритах получить максимально просторный пассажирский салон. Водителя и переднего пассажира компактно разместили по обе стороны от двигателя. В 1950–1960-х эта компоновка считалась прогрессивной. Ее недостаток в том, что водителю приходилось помещаться в ограниченном по ширине пространстве между дверью и капотом. Конструкторы РАФа мастерски выкроили немного места, срезав верхний левый угол капота.

"Скорая помощь" навеки запечатлена в культовой советской кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию"
"Скорая помощь" навеки запечатлена в культовой советской кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию"

Удивительно, но водительское место было более комфортным, чем на уазовской «буханке». Сидение сдвигалось, хотя не регулировалось.  Длинный рычаг находится рядом с рулем, практически под рукой водителя. Двигатель карбюраторный ЗМЗ-21, развивающий 75 л.с., объемом 2445 куб.см. Работал на бензине А-72, А-76.

Фургон Ереванского автозавода ЕрАЗ-762
Фургон Ереванского автозавода ЕрАЗ-762

Интересно, но эти «рафики» поставлялись на Кубу, Венгрию, Болгарию, и даже в Финляндию. Рижская фабрика не удовлетворяла потребностей и было решено расширить производство и построить предприятие под Ригой в Елгаве, рассчитанный на выпуск 17 тысяч микроавтобусов.

-7

Поскольку «Волга» сменила поколение, став ГАЗ-24б конструкторы и дизайнеры поработали над новым «рафиком», который уже носил название РАФ-2203. Вместимость этого микроавтобуса составляла всего 11 пассажиров. Но этого было достаточно для маршрутов малой загруженности. Также как и у предшественника было выполнено много различных модификаций – реанимобиль, карета скорой помощи, автомобиль для милиции и даже экскурсионный автопоезд на ВДНХ СССР. РАФ-2203 стал также главным автомобилем XXII московской Олимпиады.  Вот такие были предшественники нынешней «Газели».

-8

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz