Найти в Дзене

Константиновский дворец в Стрельне. Часть 1. Предыстория и период Константина Павловича

Создание дворца в Стрельне связаны с планами Петра I по созданию “Русского Версаля”. Именно Стрельна изначально была избрана им в качестве парадной загородной резиденции, которая должна была превзойти французский парк.

В 1715 году начались работы по проектированию резиденции. Первоначально этим занимался Бартоломео Карло Растрелли - это отец архитектора Франческо Растрелли. Но проект Растрелли чем-то не угодил Петру I.

Был еще рассмотрен проект итальянского архитектора Себастьяна Чиприани. Он в Россию не приезжал, а только прислал эскиз будущего дворца. Он был оформлен в виде замка с круглой башней посередине и по краям. Но и этот проект не понравился царю.

Ж.-Б. Леблон. Проект дворца в Стрельне. Фасад к морю. 1717 год
Ж.-Б. Леблон. Проект дворца в Стрельне. Фасад к морю. 1717 год

Затем был приглашен в Россию Жан Батист Леблон. Именно он разработал проект дворца, который был утвержден. Но в 1719 году он умирает, успев сделать только парковые работы.

После смерти Леблона работы над созданием дворца были поручены Николо Микетти. Именно по его проекту в 1720-ом году был заложен ныне существующий дворец. Здание было поднято на высокий уступ, в котором предполагалось создание гротов. Гроты должны были быть отделаны искусственными раковинами. По идее Микетти главный фасад прорезан тройной аркой.

Над сооружением парка и дворца трудилось более четырех тысяч человек. Были проложены каналы, разбиты аллеи, укреплен береговой уступ.

В 1706 году для Петра I был сооружен небольшой путевой дворец в Стрельне, который сохранился по сей день. На его участке находились различные хозяйственные службы: оранжереи, пасека, огород. Считается, что в первоначально Петр посадил картофель именно в Стрельне.

Но при Петре Алексеевиче дворец в Стрельне так и не был закончен. Так как предполагалось, что на его территории должны работать фонтаны по самотечной системе. Но инженер-гидротехник Б. Миних доказал невозможность устройства “Русского Версаля” в Стрельне. Поэтому царь перенес строительство парадной резиденции в Петергоф.

Подробнее об истории устройства водовода к фонтанам можно прочитать тут.

Николо Микетти покинул Россию в 1723 году, увезя с собой все чертежи. А к 1730-ому году работы во дворце полностью остановились.

Когда Елизавета Петровна вступила на престол она поручила архитектору Франческо Растрелли достроить дворец. В своих записках он пишет:

«...я восстановил дворец в мызе Стрельна...В этом здании я закончил все апартаменты, построил большую парадную лестницу и перестроил все так, чтобы там мог проживать весь двор.».

То есть Растрелли закончил строительные работы, но двор и императрица так и не приехали в него. Дворец использовался, как склад ненужного дворцового имущества. Гроты были отведены под винные погреба.

Современник писал о дворце следующее:

Широкие аллеи заросли колючим быльем, на плитовых террасах и помостах укоренились толстые березы и осины, и дворец представлял вид запустения и разрушения. Заглохшие рощи не приглашали к отдохновению; воды превратились в тенистые болота; в окошках свистел ветер.

В 1787 году Франсиско де Миранда описывал дворец так:

Затем дошли до Каменного дворца, расположенного в прекрасном месте рядом с царской дорогой. Он был заброшен еще до окончания строительства и теперь почти совсем разрушен. Стиль довольно интересный, а вид сверху просто изумителен; мне сказали, что архитектор повесился, и поскольку люди здесь суеверны, то работы прекратили. Теперь уже ясно, что это решение было предпочтительнее всех остальных, ибо по части строительства никто из преемников Петра I не может с ним сравниться. Видели также недостроенный канал, который должен был соединить Стрельну с Петергофом. В нижних покоях незаконченного здания сохранились предметы обстановки, принадлежавшие Петру I и находившиеся ранее в Деревянном дворце: стулья, занавеси, настенные зеркала в резных золоченых рамах с подсвечниками, кровать, столы и проч. — лишнее свидетельство его простого и здорового образа жизни.

В 1797 году судьба дворца изменилась. Он утратил статус императорского владения и по велению Павла I перешел в качестве загородной резиденции к его второму сыну великому князю Константину Павловичу. Именно тогда дворец получил название “Константиновский”.

Переход дворца во владение великого князя стал причиной завершения всех строительных работ и превращения его в обитаемую резиденцию.

В 1802 году архитектор А.Н. Воронихин достроил дворец и создал интерьеры в классическом стиле. К сожалению, все работы Воронихина оказались бессмысленными. В октябре 1803 года дворец полностью сгорел.

-2

Восстановление дворца занимался архитектор Луиджи Руска, который внес значительные конструктивные и декоративные изменения в резиденцию.

-3

В частности дополнил здание бельведером. На этом бельведере Константин Павлович очень любил смотреть на военные разводы, парады и любоваться видом Финского залива. А чуть позже в бельведере расположилась вышка оптического телеграфа, который соединял Зимний дворец и Варшаву.

Приём лейб-гвардии в Константиновском дворце. Картина XIX века.
Приём лейб-гвардии в Константиновском дворце. Картина XIX века.

Являясь генерал-инспектором русской гвардейской кавалерии и командующим конно-гвардейским полком Константин Павлович часто проводил смотры и маневры подшефных полков на плацу перед дворцом. А в парадных залах устраивал церемонии принятия воинской присяги.

В 1815 году Константин Павлович был назначен наместником в царстве Польском и отправился жить в Варшаву.

Подробнее о личной жизни Константина Павловича можно прочитать тут.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Продолжение

Константиновский дворец в Стрельне. Часть 2. История дворца в XIX веке. Фото интерьеров, которые не сохранились

Константиновский дворец в Стрельне. Часть 3. Дворец после революции и современные интерьеры.

И обязательно ознакомьтесь:

Петергофская дорога. Усадьбы. Дача Сиверса, Богомоловская дача, Александрино

Как устроены фонтаны в Петергофе? В чем отличие Петергофа от Версаля?

Личная жизнь Великого князя Константина Павловича. Почему его стали называть "Повелитель разврата"?

Мраморный дворец. Строительство и легенды. Часть 1. Алмаз "Орлов".

Усадьба Г.Р. Державина на набережной реки Фонтанки. Особняк, о котором надо знать. Часть 1

Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.

Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых

Особняк Мясникова (Варгунина) на улице Восстания. Особняк, в котором собирался высший свет Петербурга.

Шереметевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства

Николаевский дворец. Часть 1. Почему Великие Князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич не захотели жить по-соседству?

Зимний дворец при Александре III и Николае II. Личные покои последнего императора.

Дворец Великого Князя Михаила Александровича. История владельцев. Как выглядит дворец Великого Князя в наши дни?

Усадьба Жерновка, она же дача Безобразовых. Заброшенные усадьбы Петербурга.

Усадьба Демидовых "Тайцы".