Создание дворца в Стрельне связаны с планами Петра I по созданию “Русского Версаля”. Именно Стрельна изначально была избрана им в качестве парадной загородной резиденции, которая должна была превзойти французский парк.
В 1715 году начались работы по проектированию резиденции. Первоначально этим занимался Бартоломео Карло Растрелли - это отец архитектора Франческо Растрелли. Но проект Растрелли чем-то не угодил Петру I.
Был еще рассмотрен проект итальянского архитектора Себастьяна Чиприани. Он в Россию не приезжал, а только прислал эскиз будущего дворца. Он был оформлен в виде замка с круглой башней посередине и по краям. Но и этот проект не понравился царю.
Затем был приглашен в Россию Жан Батист Леблон. Именно он разработал проект дворца, который был утвержден. Но в 1719 году он умирает, успев сделать только парковые работы.
После смерти Леблона работы над созданием дворца были поручены Николо Микетти. Именно по его проекту в 1720-ом году был заложен ныне существующий дворец. Здание было поднято на высокий уступ, в котором предполагалось создание гротов. Гроты должны были быть отделаны искусственными раковинами. По идее Микетти главный фасад прорезан тройной аркой.
Над сооружением парка и дворца трудилось более четырех тысяч человек. Были проложены каналы, разбиты аллеи, укреплен береговой уступ.
В 1706 году для Петра I был сооружен небольшой путевой дворец в Стрельне, который сохранился по сей день. На его участке находились различные хозяйственные службы: оранжереи, пасека, огород. Считается, что в первоначально Петр посадил картофель именно в Стрельне.
Но при Петре Алексеевиче дворец в Стрельне так и не был закончен. Так как предполагалось, что на его территории должны работать фонтаны по самотечной системе. Но инженер-гидротехник Б. Миних доказал невозможность устройства “Русского Версаля” в Стрельне. Поэтому царь перенес строительство парадной резиденции в Петергоф.
Подробнее об истории устройства водовода к фонтанам можно прочитать тут.
Николо Микетти покинул Россию в 1723 году, увезя с собой все чертежи. А к 1730-ому году работы во дворце полностью остановились.
Когда Елизавета Петровна вступила на престол она поручила архитектору Франческо Растрелли достроить дворец. В своих записках он пишет:
«...я восстановил дворец в мызе Стрельна...В этом здании я закончил все апартаменты, построил большую парадную лестницу и перестроил все так, чтобы там мог проживать весь двор.».
То есть Растрелли закончил строительные работы, но двор и императрица так и не приехали в него. Дворец использовался, как склад ненужного дворцового имущества. Гроты были отведены под винные погреба.
Современник писал о дворце следующее:
Широкие аллеи заросли колючим быльем, на плитовых террасах и помостах укоренились толстые березы и осины, и дворец представлял вид запустения и разрушения. Заглохшие рощи не приглашали к отдохновению; воды превратились в тенистые болота; в окошках свистел ветер.
В 1787 году Франсиско де Миранда описывал дворец так:
Затем дошли до Каменного дворца, расположенного в прекрасном месте рядом с царской дорогой. Он был заброшен еще до окончания строительства и теперь почти совсем разрушен. Стиль довольно интересный, а вид сверху просто изумителен; мне сказали, что архитектор повесился, и поскольку люди здесь суеверны, то работы прекратили. Теперь уже ясно, что это решение было предпочтительнее всех остальных, ибо по части строительства никто из преемников Петра I не может с ним сравниться. Видели также недостроенный канал, который должен был соединить Стрельну с Петергофом. В нижних покоях незаконченного здания сохранились предметы обстановки, принадлежавшие Петру I и находившиеся ранее в Деревянном дворце: стулья, занавеси, настенные зеркала в резных золоченых рамах с подсвечниками, кровать, столы и проч. — лишнее свидетельство его простого и здорового образа жизни.
В 1797 году судьба дворца изменилась. Он утратил статус императорского владения и по велению Павла I перешел в качестве загородной резиденции к его второму сыну великому князю Константину Павловичу. Именно тогда дворец получил название “Константиновский”.
Переход дворца во владение великого князя стал причиной завершения всех строительных работ и превращения его в обитаемую резиденцию.
В 1802 году архитектор А.Н. Воронихин достроил дворец и создал интерьеры в классическом стиле. К сожалению, все работы Воронихина оказались бессмысленными. В октябре 1803 года дворец полностью сгорел.
Восстановление дворца занимался архитектор Луиджи Руска, который внес значительные конструктивные и декоративные изменения в резиденцию.
В частности дополнил здание бельведером. На этом бельведере Константин Павлович очень любил смотреть на военные разводы, парады и любоваться видом Финского залива. А чуть позже в бельведере расположилась вышка оптического телеграфа, который соединял Зимний дворец и Варшаву.
Являясь генерал-инспектором русской гвардейской кавалерии и командующим конно-гвардейским полком Константин Павлович часто проводил смотры и маневры подшефных полков на плацу перед дворцом. А в парадных залах устраивал церемонии принятия воинской присяги.
В 1815 году Константин Павлович был назначен наместником в царстве Польском и отправился жить в Варшаву.
Подробнее о личной жизни Константина Павловича можно прочитать тут.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Продолжение
Константиновский дворец в Стрельне. Часть 3. Дворец после революции и современные интерьеры.
И обязательно ознакомьтесь:
Петергофская дорога. Усадьбы. Дача Сиверса, Богомоловская дача, Александрино
Как устроены фонтаны в Петергофе? В чем отличие Петергофа от Версаля?
Личная жизнь Великого князя Константина Павловича. Почему его стали называть "Повелитель разврата"?
Мраморный дворец. Строительство и легенды. Часть 1. Алмаз "Орлов".
Усадьба Г.Р. Державина на набережной реки Фонтанки. Особняк, о котором надо знать. Часть 1
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых
Шереметевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства
Зимний дворец при Александре III и Николае II. Личные покои последнего императора.
Усадьба Жерновка, она же дача Безобразовых. Заброшенные усадьбы Петербурга.