Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Константиновский дворец в Стрельне. Часть 1. Предыстория и период Константина Павловича
После революции в Константиновском дворце разместилась Первая Стрельнинская школа-колония для беспризорных детей. Большие парадные залы и жилые комнаты были отданы под спальни, а в Голубом зале располагался физкультурный зал. В Домовой церкви был устроен клуб. Везде висели портреты В.И. Ленина.
Позже во дворце открылась средняя школа. А к 1937 году в нем разместился санаторий. Затем расположились курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ.
Во время Великой Отечественной Войны дворцово-парковый ансамбль Стрельны был почти полностью разрушен. От здания дворца остался только каменный остов. В относительной сохранности остались только подвалы здания. Там был устроен лагерь военнопленных.
После войны было принято решение передать дворец для размещения Арктического училища, которое и занималось восстановительными работами. К 1950 году дворец был полностью восстановлен. Но надо учесть то, что задача воссоздавать интерьеры не стояла.
Во дворце сделали новую планировку коридорного типа для размещения учебных классов. Восстановлены были лишь два парадных зала - Мраморный и Голубой. Но без воссоздания паркета и без воссоздания росписи потолка. Залы использовались как актовые.
Арктическое училище располагалось во дворце и прилегающих зданиях 45 лет.
В 1990 Арктическое училище было расформировано. Константиновский дворец практически превратился в бесхозный объект. После смены нескольких владельцев, которые не занимались дворцом, он пришел в ужасное состояние. А еще в 1986 году из-за неисправной проводки сгорел Голубой зал. Там обрушился потолок и восстановлен он так и не был.
В 2000-ом году дворец и прилегающие территории были переданы Управлению делами Президента. Здание получило статус “Дворца Конгрессов” государственного комплекса, который сочетал в себе функции проведения приемов, музея и делового центра. В ноябре 2001 года начались восстановительные работы.
Восстанавливали не только фасады дворца, но и его парадные залы и гроты. Также была восстановлена парковая зона. Были впервые в истории Стрельны установлены фонтаны на территории Константиновского дворца. Каналы были расчищены.
А на Петровском острове - это небольшой островок в том месте, где центральный канал впадает в Финский залив, был сооружен павильон Переговоров. Когда-то на том месте архитектор Леблон предлагал создать “Храм воды”.
В центре павильона ротонда, а сверху сделан световой потолок, который создает хорошее освещение. Есть несколько комнат для проведения личных переговоров.
В парке Константиновского дворца устроены мосты, которые перекинуты через каналы. Они имеют разводной механизм и время от времени разводятся. Благодаря этому на судне можно подойти практически вплотную ко дворцу.
Со стороны Петергофской дороги был создан парадный въезд в резиденцию. Его создание было связано с необходимостью соблюдения мер безопасности во время приезда делегаций. Раньше подъезд ко дворцу всегда осуществлялся с восточной стороны.
28 мая 2003 перед дворцом, на плаце, был открыт памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I. Это бронзовая скульптура является копией монумента который был установлен в 1910 году в Риге.
К 300-летию Санкт-Петербурга работа во дворце были завершены. После открытия дворца в нем часто проходят саммиты и конференции.
Перед реставраторами стояла непростая задача - им нужно было создать интерьеры дворца, которые бы воспринимались всеми, как подлинные. Но после Великой Отечественной Войны было воссоздано всего два зала - Мраморный и Голубой. А остальные комнаты во дворце - новодел. Они созданы по аналогии с интерьерами XIX века, но во дворце их никогда не существовало.
Попадая в анфиладу парадных залов прежде всего посетители оказываются в Цветочной гостиной. Такое название он получил из-за росписи в виде цветочных гирлянд с бутонами роз. В вышивке занавесок и обивке мебельного гарнитура также преобладает цветочный орнамент.
На стенах зала представлены копии работ художников XIX века, где можно увидеть исторические виды Стрельны.
Самый большой зал дворца - Голубой. Он занимает все пространство бельэтажа восточного крыла Константиновского дворца. Зал появился еще при строительстве резиденции в 1720-ые годы. Современное оформление ему придал архитектор Луиджи Руска, который восстанавливал дворец в 1804 году. Тогда зал назывался Военным (в нем проходили смотры и давалась присяга).
Когда хозяином дворца стал Константин Николаевич зал использовался для парадных обедов, балов, домашних концертов. В нем даже играли дети. Архитектор А.И. Штакеншнейдер, который занимался перестройкой дворца, избавил зал от классических интерьеров, но сохранил лепной декор. А вместо печей, которые были украшены античными бюстами, он установил камины с высокими навершиями и большими зеркалами.
За Голубым залом располагается Мраморный зал. Под ним находится тройная аркада. Художественная отделка помещения была создана Руска в 1804 году. В 1840-ые годы ее чуть обновил Штакеншнейдер. В конце XIX века в зале располагался временный иконостас. Здесь проводили службы для всех обитателей и прислуги дворца. Хотя во дворце существовал небольшой домовый храм.
В конце XIX века пилястры, стены и фриз зала были отделаны искусственным мрамором желтого цвета. Отсюда зал и получил свое название.
Если поднять вверх по небольшой современной лестнице, на мансарду дворца, можно оказаться в одном из самых оригинальных интерьеров - Зал Бельведер. Он был создан во время последней реконструкции дворца. Предназначен зал для неофициальных встреч в узком кругу.
Расположен он под башенкой в центре дворца. Пространство, где сейчас располагается зал было обычным чердаком. Интерьер сделан в морском стиле и напоминает каюту корабля.
На втором этаже находится Троянский зал. Он предназначен для переговоров в небольшом составе. Это совершенно новый интерьер дворца. Он был разработан в стилистике Луиджа Руска. Основными элементами интерьера стала падуга с фризовой росписью и живописный плафон. Сюжеты панно соответствуют хронологии мифов о Троянской войне. Стены зала облицованы искусственным мрамором.
Следующий зал - Проходная гостиная Диониса. Этот интерьер был реконструирован в стилистике эпохи классицизма. Название он получил по украшающим его рельефным Десюдепортам на сюжет древних греческих мифов. Плафон воссоздан по фотографиям.
Также в анфиладе помещений присутствует Итальянская гостиная. Помещение оформлено живописным плафоном с видами Италии. На этих пейзажах изображены водопады и каскады с античным храмом Весты. Мебельный гарнитур решен в стилистике ампира.
Рядом располагается Гостиная Минервы. Зал получил название в честь богини мудрости, покровительнице наук и ремесл, чье изображение можно неоднократно встретить в росписи плафона. Плафон восстановлен по историческим фотографиям 1937 года. Сейчас в этом зале представлены портреты владельцев дворца.
Гостиная Наяд, которая получила название по декору воссозданного на историческом месте плафона. На нем изображены наяды, которые обитают в прохладе лесов и гротов. Живопись исполнена в технике гризайль. В середине XIX века на этом месте находились детские комнаты.
Завершает парадные помещения бельэтажа Гостиная Сатиров или Гостиная Первого Лица. Она получила название также по росписи плафона. На нем изображен танец сатиров и вакханок. Декор стен и драпировок выдержан в теплых розовых тонах. А росписи сделаны в серо-голубых оттенках.
Еще несколько интерьеров дворца являются режимными объектами. Они используются для проживания президента. Фотографировать в них запрещено, а на экскурсии их не показывают.
В цокольном этаже расположилась Дворцовая кухня. Она создана для проведения неформальных встреч. В XIX веке в этом месте были кухонные и складские помещения. А также жилые комнаты для проживания прислуги. Современные залы: Бильярдная, Фортунный покой, Голландский зал и Питейная оформлены в голландском стиле.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Тиара из мультфильма "Анастасия". Как появилась "Владимирская тиара" и где она сейчас?
Петергофская дорога. Усадьбы. Дача Сиверса, Богомоловская дача, Александрино
Как устроены фонтаны в Петергофе? В чем отличие Петергофа от Версаля?
Личная жизнь Великого князя Константина Павловича. Почему его стали называть "Повелитель разврата"?
Мраморный дворец. Строительство и легенды. Часть 1. Алмаз "Орлов".
Усадьба Г.Р. Державина на набережной реки Фонтанки. Особняк, о котором надо знать. Часть 1
Юсуповский дворец на набережной Мойки. Часть 1. История дворца и рода Юсуповых.
Строгановский дворец. Часть 1. История дворца и рода Строгановых
Шереметевский дворец. "Фонтанный дом". Часть 1. Предыстория строительства
Зимний дворец при Александре III и Николае II. Личные покои последнего императора.
Усадьба Жерновка, она же дача Безобразовых. Заброшенные усадьбы Петербурга.