Мы продолжаем занимательную серию публикаций про модели поведения людей за рулём, которые доступно сформулированы как некие психологические нормы в книге американского журналиста Тома Вандербильта «Трафик. Психология поведения на дорогах».
Первую часть можно прочесть здесь. Сегодня же речь про тонкости взаимодействия с участниками дорожного движения, как и почему мы делаем это так, а не иначе.
ОТКУДА РОДОМ ДОРОЖНАЯ АГРЕССИЯ
Наверняка каждый испытывал сильнейшие негативные эмоции, когда кто-то внезапно подрезал вас на дороге, или “тупил” на светофоре, или в пробке не давал вам прохода. Понятно желание высказать такому олуху всё, приходящее в этот момент в голову и вертящееся на языке. Но самое главное, что такое поведение – абсолютно нормально.🧐
Об этом говорят сами психологи, называя такой образ действий “асимметрией дорожного общения” или попросту – “дорожным бешенством”. Происходит это потому, что в ежедневных поездках мы постоянно вроде бы взаимодействуем с большим количеством других машин в потоке, но по сути, не можем должным образом коммуницировать с водителями этих автомобилей.
Учитывая, что на дороге мы все периодически уступаем или прорываемся вперёд, наш мозг оценивает это как участие в серии различных микроконфликтов. Добавьте сюда то, что в пути мы чаще видим только спину потенциального обидчика, и подсознание воспринимает это как ситуацию подчинения. Отсутствие прямого общения с другими участниками движения и заставляет нас так нервничать.
Вот уровень агрессии и растёт. Специалисты рекомендуют в таких ситуациях всё же высказывать то, что накопилось, пусть даже виртуальному собеседнику, когда никого нет рядом. А проведённые исследования доказали, что в присутствие пассажира, который невольно выслушивает раздражения водителя, “дорожное бешенство” и агрессивность вождения уменьшаются почти вдвое!😁
ПОЛЬЗА КОНТАКТА И ОПАСНОСТЬ АНОНИМНОСТИ
Социальные контакты испокон веков были и остаются основным навыком и главным способом выживания человека. Когда мы видим на дороге пешехода или лицо мотоциклиста в окне своего авто, то в нашем мозгу активизируются многочисленные зоны, отвечающие за социальное взаимодействие. Но вот наблюдая вокруг себя просто автомобили, водитель воспринимает их больше как роботов, а не как живых особей своего вида. Поэтому невозможность установить визуальный контакт с другими водителями вызывает в нас дискомфорт.
По этой же причине самыми опасными участниками дорожного движения считаются водители тонированных (безликих) машин, а управляющие кабриолетами – самыми мирными. Психологи объясняют это элементарной анонимностью. Ведь когда тебя никто не видит и не запомнит, всегда появляется соблазн вести себя более агрессивно.
Проведённый эксперимент, в котором машина специально продолжала стоять на светофоре даже под зелёным сигналом, показал, что водители открытых автомобилей сигналили намного реже и менее продолжительно, чем все остальные.☝
Другие же исследования подтверждают, что человек за рулём, который по собственной инициативе находит взгляд водителя встречного автомобиля на перекрестке, будет пропущен с вероятностью в 2-х из 3-х случаев. А вот кто не хочет никого пропускать, обычно избегает любых взглядов и отводит глаза.
Это лишний раз доказывает, что живой контакт глазами – самый быстрый и надёжный способ получать преимущества не только на дороге, но и в повседневной жизни. Визуальное коммуницирование не только демонстрирует намерения человека, но может очевидно выражать и просьбу о помощи, что обычно вызывает желание откликнуться. Согласитесь, всегда трудно отказать попрошайкам, когда встречаешься с ними взглядом. Помощь человека человеку заложена в нас на подсознательном уровне.
#авто #пдд #водители #психология #гибдд #дтп #за рулем