Продолжаем наше увлекательное занятие по сборке двигателя УМЗ-4216.
Упомяну одну вещь. При разборке выкрученные болты, шпильки и гайки я раскладывал по коробочкам, по разным частям двигателя и подписывал. Не каждый болт описан, что было бы слишком долго, но все же. При сборке это весьма помогает.
Продолжим.
На новенький блок стали прикручиваться старые ржаво-масляные части.
Поскольку снятие двигателя с использованием полиспаста прошло легко, решил, что можно утяжелить двигатель, навесив, пока удобно, остальной обвес.
Когда работаешь с установленным в машину двигателем, частенько думаешь: "О чем думали эти инженеры проектировщики, руки бы оборвать, хрен долезешь до чего ни будь". А когда двигатель перед тобой на столе, все очень удобно. Вот инженеры тоже работают с двигателем на стенде и не ощущают "удобства" обслуживания спроектированной ими машины.
Прикрутил "уши", на которых будет стоять двигатель на подушках. Тут обнаружилось отличие нового блока. На одном из ушей, одна резьба в блоке оказалась на 12, а на старом все были на 10. Пришлось в "ухе" рассверливать отверстие под болт и искать новый болт.
Затем установил колокол. Думал, не стоит ли сначала установить маховик, но посмотрел, доступ на снятом двигателе отличный, а при установке колокола после маховика придется поднимать двигатель с этого конца, что одному делать тяжко. Поэтому решил установил колокол на место первым, затем маховик и сцепление.
Вдруг пришло понимание такой штуки. Когда то, помню, я долго морально собирался, чтобы поменять сцепление. Целая эпопея для меня была. Сейчас появилось ощущение, что вытащить двигатель посмотреть и воткнуть обратно, это просто обыденная работа на 2-3-4 выходных дня, не спешно, с перерывами.
Стал прикручивать маховик и тут, можно сказать на пустом месте появилась проблема. Шесть болтов вкручивались без проблем, а седьмой с трудом. Болты местами менял. В другие резьбы входят хорошо, в одну с натягом. В резьбу попадал. Вроде болт закручивался, но как то тяжело. Решил не затягивать дуриком, а выкрутить болт и посмотреть. А его при выкручивании закусило и он обломился.
Вот те здрасте. Колокол пришлось снова снять, чтобы получить нормальный доступ.
Попробовал выкрутить его экстактором.
Экстрактор из набора JTС. Когда то, что то откручивал с его помощью.
Высверлил 6 или 7 мм сверлом (попутно сломав пару мелких, сверлил с нарастанием диаметра), сверлилось относительно нормально, забил на место экстрактор.
При попытке вал проворачивался. Пришлось использовать уголок.
Не удалось. У экстрактора грани слизались только.
В итоге высверлил, сверлом на 8 и нарезал резьбу поверх. Но уже с более крупным шагом, под обычный болт, метчика найти с мелким шагом нет никакой возможности. Затягивать на время, пока найду в интернете тоже не хочется. Решил, что основная нагрузка идет не вдоль оси болта, а поперек, на срез. Шесть болтов родных держат усилие и седьмой уже обычный, тоже добавит свою лепту в общее дело.
Поставил на место колокол. Установил маховик. Вкрутил болты. Седьмой болт, отличный от других, вопреки опасениям, что он прокрутится, тогда только ремонтная шпилька со следующим размером резьбы помогла бы, затянулся нормально, с тем же усилием, что и остальные. Его на всякий случай посадил еще на герметик. Дабы уменьшить его желание отвернуться.
Пришла очередь сцепления. Сцепление ставится старое, оно менялось относительно недавно и ещё в отличном состоянии.
После наживления болтов корзины сцепления (нужно совместить отверстия, когда снимал, конечно же отметки не поставил, отверстия идут не симметрично, приходится крутить по кругу тяжелую железяку и попадать), используем для центровки оправку из первичного вала коробки передач, один конец которого входит в подшипник.
Когда то оправку мне подарили на сервисе в Вологде, куда меня притащили, после отказа датчика положения коленвала. Просил продать, но мужики просто подарили.
Затягивая болтики, крепящие корзину сцепления к маховику, вспомнил об усилии затягивания. Когда то в ролике "Дениса Механика" увидел совет, крутить ключиком на 12, пока маховик не станет проворачиваться вместе с коленвалом (наверное при снятой ГБЦ или выкрученных свечах). Решил проверить. По инструкции усилие должно быть 2 - 2.5 кгс/м. Закрутил ключиком согласно совету, а поскольку динамометрический ключ под рукой, проверил. Так и оказалось, удивительно.
После установил сразу стартер.
И встал вопрос, как собирать дальше?
Двигатель нужно перевернуть. На поддоне он стоять не может.
Сначала думал из досок сколотить типа поддержки, но потом увидел в интернетах, что мужики ставят двигатель на покрышку. У меня как раз в кузове завалялась, попробовал. Скажу вам, отлично получилось. Кантованием перевернул двигатель в одно лицо на покрышку и он там вполне удобно разместился.
Помня об обломанном болте, прошелся метчиком по резьбе для шпилек ГБЦ. Одна шла с небольшим натягом и поправилась, остальные нормально.
Распаковал ГБЦ и обнаружил, что не во всех "ГБЦ в сборе" присутствует набор шпилек. А у меня на некоторых шпильках от старого двигателя резьба убилась во время выкручивания шпильковертом. Время уже подошло такое, что магазин наш газелевский закрылся. На этом пришлось остановится.
P/S: Какие то спецы советуют отвести на балансировку коленвал вместе с маховиком. Иначе обещают дикую вибрацию.
Эх, хорошо бы, наверное, но пока я не готов все разбирать и этим заниматься. Если после запуска двигателя будет адская вибрация, тогда будем думать, как с этим бороться, пока понадеемся на русское "авось".
Продолжение в следующей серии.
Предыдущая тут: Капитальный ремонт двигателя "Газели". Установка распредвала и коленвала и далее можно по ссылка в начало цикла перейти.
Интересно узнать, чем закончилась сборка двигателя из запчастей, подписываемся и тогда точно не пропустите! ;)