Найти в Дзене
Никита Непряхин

«Все мужики изменяют»: как стереотипы нами манипулируют

Оглавление

Все мы мыслим на сознательным уровне, однако наши привычки, шаблоны и стереотипы мышления лежат в области подсознательного. Именно поэтому очень часто манипуляторы в качестве аргумента используют ссылки на распространенные стереотипы.

Стереотипы окружают нас повсюду и очень часто определяют общественное мнение ➡

  • «все блондинки — тупые»;
  • «все секретарши спят со своими начальниками»;
  • «все мужики изменяют»;
  • «все спортсмены — недалекие».
Кадр из фильма "Влюбленные" (2012)
Кадр из фильма "Влюбленные" (2012)

Важно понимать

Каким бы популярным ни был стереотип — он остается стереотипом и выступать в качестве весомой доказательной базы никак не может. Стереотип — пусть и распространенное, однако в своей основе чаще всего ошибочное умозаключение. Но манипулятор будет изо всех сил стараться превратить этот стереотип в общеизвестный факт, добавляя фразы ➡

  • «как известно...»;
  • «все прекрасно знают...»;
  • «как показывает жизненный опыт...»;
  • «издревле считалось...»;
  • «очевидно, что...»;
  • «всем понятно, что...».

Иногда эта логико-риторическая уловка обретает мощный психологический характер (если в качестве манипулятивной мишени задета эмоциональная струна) ➡

  • «Как известно, женщины водят машину значительно хуже, чем мужчины».
  • «Да чего тут думать? Явно украл! Все чиновники воруют, это факт!»
  • «Чего он хочет от нее? Ясное дело: хочет затащить ее в постель! Мужикам только этого и надо!»

Противодействие

Главная задача — вскрыть логико-риторическую уловку и продемонстрировать, что то, чем пользуется собеседник, — обычный стереотип, и это никак не может быть использовано в качестве корректного аргумента по существу дела ➡

  • «То, что вы сейчас произносите, — это стереотип. Да, распространенное, однако не всегда верное умозаключение. Именно поэтому это и называется стереотип. Мне бы хотелось, чтобы для конструктивного обсуждения мы использовали доводы, действительно имеющие под собой основания».

Для усиления своей позиции можно использовать встречную уловку: назвать стереотип, с которым явно не согласится ваш оппонент ➡

  • «Вы рассказывали, что вы мастер спорта по борьбе. Значит, вы недалекий! Почему? А потому что это тоже распространенный стереотип! Но вы, конечно, не согласитесь с этим. И я не соглашусь с вашим доводом. Так что давайте все-таки будем использовать корректные аргументы».

Требуйте от своего оппонента дополнительных аргументов ➡

  • «Вам еще есть чем подтвердить свою точку зрения, кроме упомянутого стереотипа?»

Статья написана Никитой Непряхиным на основе его книги «Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию», издательство «Альпина Паблишер».