Найти тему

"Мою одиннадцатилетнюю дочь травят в школе!"

Оглавление

Здравствуйте, Светлана! Меня зовут Маргарита.

У моей дочери, Ульяны, проблемы, а я не могу помочь их решить. Ей 11 лет.

Может быть, Вы подскажете, что надо сделать?

У дочери была давняя подружка - Оля. Они дружили с самого первого класса. Везде вместе, вдвоем. Отношения были очень трогательные. Они плели друг другу браслетики из бисера, писали записочки. И так длилось два года. А потом у Оли появилась другая подруга - Таня. И стала настаивать, что Оля должна теперь дружить только с ней.

Моя дочь пришла из школы в слезах и рассказывает, что эта Таня прям оттолкнула её от Оли, когда они шли из школы домой, и сказала, чтобы моя дочь не ходила больше рядом с ними. Самое обидное, конечно, что лучшая подруга Оля даже никак не заступилась.

Я успокоила Улю, объяснила, что такое случается. Иногда мы можем ошибаться в людях. И ей стоит просто отойти в сторону от этой сладкой парочки, просто их игнорировать. Оля вовсе не подруга, потому что настоящие друзья не бросают.

Дальше - больше. Эта Таня стала ходить и всех одноклассников отговаривать общаться с Улей, потому что она "страшная психопатка". Такие козни развела, что не каждая взрослая женщина способна так себя вести.

И как итог - моя дочь в школу больше идти не хочет. Плачет. Считает, что её все ненавидят. Не берут в игру.

После школы дети играют в "Лаву" на ближней площадке - класс-то в принципе дружный. А теперь Улю не принимают в игру, так как эта Таня всем говорит, что она играть не будет, если они возьмут в игру мою дочь.

Ну и вишенкой на торте - Улю исключили из группового чата в мессенджере. Там у них было свое неофициальное общество, где общались одноклассники и некоторые дети из других классов. Конечно, это устроила Таня.

Потом случилось уже совсем вопиющее: эта Таня решила поговорить с моей дочерью и подловила её на дальней от школы площадке. Вроде как Уля продолжает лезть к Оле, а та с ней общаться не хочет. Эти девочки вдвоем стали словесно нападать на мою дочь и та ударила Таню сумкой для сменной обуви ей по ногам. В ответ эта Таня толкнула Улю и потом лежачую потащила за волосы. Оля пять же стояла в стороне - никак не пыталась прекратить это издевательство.

Я, конечно, сразу пошла разбираться к родителям. На что получила такой ушат помоев на себя, что мне даже плохо стало. Хотя я вполне спокойно (как могла) просто просила угомонить их дочь - прекратить травлю моей.

Сейчас начались каникулы и градус этого безобразия снизился. Дочь гостит у бабушки. Но я с ужасом думаю, что опять вся ситуация начнётся с сентября.

Подскажите, как мне помочь своей дочери?

https://actu.fr/bretagne/brest_29019/brest-sur-podium-top-10-villes-plus-grognons-france_16281274.html
https://actu.fr/bretagne/brest_29019/brest-sur-podium-top-10-villes-plus-grognons-france_16281274.html

Здравствуйте, Маргарита!

Постараюсь помочь Вам советом.

Первое, на что хочу обратить Ваше внимание, - это функция детской дружбы, детских взаимоотношений.

По статистике, лучшие друзья, по-настоящему близкие люди на всю жизнь у человека появляются в первой половине второго десятилетия. То есть уже по окончании школы.

Тогда почему взаимоотношения школьников бывают настолько острыми, настолько эмоциональными? Зачем так задумано? Ответ на этот вопрос психологами уже дан.

Дело в том, что существование внутри детского коллектива - это тренировка социальных навыков. По сути, дети лишь учатся взаимодействовать, пробуют выстраивать отношения. То есть Ваша, Маргарита, обеспокоенность своевременна и уместна. Неудачный опыт - это важный урок для ребенка. Вы должны помочь усвоить этот урок, преодолеть нежелательную ситуацию, ведь сейчас выстраиваются алгоритмы дружбы-любви, по которым Ваша дочь станет действовать и в будущем.

Я не зря обозначила отношения как "дружба-любовь". В этом возрасте девочки учатся не столько дружить, сколько любить. Они тренируются друг на друге, усваивают опыт, который поможет им в будущем строить отношения с противоположным полом.

Вы, наверное, Маргарита, замечали, что девочки чаще ходят парами. Что они держатся за руки, обнимаются, даже целуют друг друга. Никакой сексуальной подоплёки в этом нет. Сексуальность на данный момент спит и начнет проявляться лишь в подростковом возрасте. Но вся прочая атрибутика романтической любви налицо: все эти браслетики, подарочки, записочки, клятвы... И, разумеется, ревность, неверность, предательство, борьба.

Да Вы и сами, Маргарита, заметили, что события, происходящие с Ульяной, напоминают бразильский сериал о любви. Тут есть разлучница - Таня, которая без зазрения совести "угнала, как машину-девятку" у Вашей дочери пару. Классическая "дуэль из-за прелестницы" - это та потасовка на детской площадке. Вы отмечаете, что Оля не вступилась за Ульяну. Ну так она и не должна была вступаться. Оля - "приз" для победителя дуэли.

В общем, в этой конкретной ситуации каждая из девочек отыгрывает свою роль.

Теперь к конкретике.

1. Буллинг.

Я понимаю, что Вы необъективны по отношению к Ульяне. Это нормально, так и должно быть. Чистую, голую объективность способно породить лишь равнодушие. Но Вы-то любите свою дочь, так что не можете смотреть на ситуацию беспристрастно. Для этого потребуется некоторое усилие воли и рацио.

Дело в том, что агрессор и жертва существуют только в паре, в такой самоподдерживающейся системе. Нужно найти ответ на вопрос: почему Ульяна такое длительное время находится в роли жертвы?

  • Почему Оля так быстро отказалась от дружбы с Вашей дочерью?
  • Почему никто в классе не желает вступиться за девочку?
  • Почему Таня называет Ульяну "бешеной психопаткой"?

Начать "разруливание" ситуации необходимо с ответов на эти вопросы. Я Вашу дочь не знаю, следовательно, Вам придется самостоятельно ответить на них.

2. "Буфер добра"

Так психологи называют наше лояльное окружение. Нужно сконцентрироваться на том, чтобы у Ульяны появилась хоть одна подруга из класса.

Помните у Джека Лондона:
Мы, корсары, не сдаем. Мы - спина к спине - у мачты, Против тысячи вдвоем!

Сейчас для налаживания связи подходящее время - каникулы. Когда девочка вернётся от бабушки, пусть попробует подружиться с кем-нибудь из одноклассниц. Вы можете в этом помочь: пригласить в гости девочек, чтобы они вместе провели время. Девичник, пижамная вечеринка, пикник...

Возможно, у Вас приятельские отношения с какими-нибудь мамами одноклассников - договоритесь с ними о встрече в неформальной обстановке вместе с детьми, чтобы повеселиться.

Способствуйте тому, чтобы Ульяна анализировала опыт прошлых отношений и не повторяла ошибок. Не стоит давить. Но если Вы, Маргарита, выполнили условие под пунктом 1, то сумеете мягко подсказать дочери, как следует поступать с новыми подругами, а чего делать не нужно.

3. Лидер

В народе говорят: не можешь победить толпу - возглавь.

Думаю, у Вашей дочери есть лидерские задатки. По крайней мере скромной серой мышкой Ульяну точно назвать нельзя:

  • не отступилась, а стала бороться за Олю,
  • первая напала во время неприятного разговора на детской площадке,
  • тихоню вряд ли бы обзывали "психопаткой".

Поэтому, думается мне, что в числе прочего мы наблюдаем борьбу за власть в классе.

Подскажите Ульяне, как можно продуктивно и безопасно использовать свою силу, как реализовать лидерские качества, оттачивать их.

Пусть попробует, например, предложить новую игру, организовать совместное развлечение, пикник. Можно в конце концов создать свой собственный чат в мессенджере для себя и новых друзей (раз из прошлого её исключили)

4. Защищаться

Очень важно научить Ульяну защищаться. Рассказать, как нужно себя вести. Даже поиграть в ролевую игру, чтобы отрепетировать некоторые приёмы.

Если Вашу дочь обзывают, пусть скажет что-то обидное в ответ. Да! Нас, разумеется, учат подставлять другую щёку... это замечательно с моральной точки зрения, а вот с позиции психологического здоровья - вредно.

Подберите вместе меткие словечки и язвительные замечания, которые можно будет применить против агрессора:

-Ты бешеная психопатка!
-Да, у меня есть характер. А у тебя, наверное, комплексы, раз ты так вцепилась в эту Олю.

Нападающего можно обезоружить вовсе без слов. Достаточно презрительно-равнодушно глядеть на агрессора: нарочито осматривать с ног до головы (в глаза не смотреть). В уме можно перебирать недостатки внешности: "М-да... какие редкие зубы, торчащие уши, огромный нос, худые ноги..." Порепетируйте этот взгляд, это выражение лица с Ульяной.

Расскажите дочери, что в любой острой ситуации автоматически не прав тот, кто первый применил силу, кто первый закричал. Когда она ударила девочку сумкой, тут же стала виноватой. Именно поэтому Вам не удалось защитить Ульяну в разговоре с родителями Тани.

5. Покинуть травмирующую обстановку.

Я так понимаю, конфликт произошел в конце учебного года, то есть длился не очень долго. Это хорошо. У детей, как у Буратино из сказки, "мысли маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие". Скорее всего, к сентябрю всё забудется. Большинство одноклассников и не вспомнит события трехмесячной давности.

Однако, если ситуация в классе не поменяется, разумно будет сменить школу. Да, я знаю, что это большие хлопоты для родителей. Но! Как я уже отметила в начале разбора, сейчас у Ульяны очень важный период - формирование алгоритмов межличностного взаимодействия. От качества этих алгоритмов будет зависеть качество всей будущей жизни девочки!

Надеюсь, Маргарита, мне удалось Вам хоть отчасти помочь. Желаю Вам добра!

Берегите себя!

С уважением, Светлана Ларина.

https://pxhere.com/ru/photo/1042971
https://pxhere.com/ru/photo/1042971