Малозаметный американский истребитель 5-го поколения F-35 совершил свой первый полёт в декабре 2006 года. На вооружение ВВС США машина была принята лишь в августе 2016 года. Примечательно, что Корпус морской пехоты свои самолёты данного типа принял на вооружение на полгода раньше.
Как известно, на данный момент программа малозаметного истребителя F-35 стала самой дорогой в истории мировой авиации. Разумеется, если не брать в расчёт разработку и попытку поднять в воздух перспективный стратегический бомбардировщик B-21 Raider. Разработка и производства нового "стратега" обещают быть ещё дороже.
Но пока речь об F-35. В настоящее время построено более 840 истребителей данного типа в трёх модификациях. Значительная их часть была "ненавязчиво" продана странам-союзникам США. Суммарная стоимость программы уже превысила 55 миллиардов долларов.
Почему этот самолёт-невидимка такой дорогой? В Вашингтоне продолжают заявлять, что F-35 – истребитель, которому нет аналогов. Так ли это на самом деле – неизвестно. Вероятно, заявленное отсутствие аналогов останется на совести вашингтонских дельцов. Зато известно, что самолёт получился весьма "сырой", с довольно серьёзными недостатками, которых насчитывается несколько сотен! И это признают сами американцы.
Например, недавно в США раскритиковали истребитель F-35 из-за проблем с двигателем. Публикация, посвящённая этой теме появилась на страницах профильного сетевого журнала Military Watch.
В опубликованном материале говорится о том, что с момента своего принятия в эксплуатацию в 2015 году турбовентиляторный двигатель Pratt&Whitney F135 представляет серьёзные причины для беспокойства в вооружённых силах США. Впечатляющая 20-тонная тяга двигателя и непревзойдённое соотношение массы к тяге связаны с проблемами производительности. Низкий уровень доступности и чрезмерные затраты на техническое обслуживание двигателя обуславливают то, что небоеготовых F-35 насчитывается в шесть раз больше, чем истребителей других типов. В данном случае, вероятно, под "низким уровнем доступности" подразумевается высокая стоимость самого двигателя (примечание).
В армии США считается приемлемым, когда не способными выполнять задачи из-за проблем с двигателем является 1% от всего списочного состава боевых самолётов. Это относится ко всем типам, разработанным в период холодной войны (F-16 и F-18E/F и другим). В то же время доля небоеготовых F-35 из-за отсутствия двигателей или технических неполадок с ними достигает ошеломляющих 6%.
При этом проблема с двигателями не только не решается, а лишь продолжает усугубляться. Количество F-35, которые простаивают на земле из-за недостатков силовой установки Pratt&Whitney F-135. Отмечено, что однодвигательные боевые самолёты традиционно предпочтительнее двухдвигательных аналогов из-за дешевизны стоимости эксплуатации. Но это никак не относится к F-35, поскольку текущие проблемы двигателя F-135 и другие критические недостатки самолёта (их насчитывается более 800) нивелировали эти преимущества.
Джон Гараменди – председатель комитета по делам вооружённых сил Палаты представителей, во время майских слушаний на Капитолийском холме раскритиковал фирмы, ответственные за программу F-35. С его слов, оборонные предприятия предоставляют двигатель к самолёту, а он не работает, либо работает некоторое время, до тех пор, пока с него "не посыплется пыль".
Проблемы с силовой установкой оказались настолько серьёзными, что поступило предложение о переходе на новый тип двигателя для истребителя F-35. Но всё тот же Гараменди отверг и это предложение. По версии американского политика, реализация такой инициативы приведёт к тому, что в результате военные получат два двигателя, и оба не будут работать.
Во время слушаний возникли вопросы о том, как законодатели восприняли проблемы с F135. Причём речь зашла даже не о конкретной модели, а о всех двигателях пятого поколения, выпускающихся американской промышленностью. Дело в том, что уже идёт работа над истребителем шестого поколения (Next Generation Air Dominance), и там могут возникнуть аналогичные трудности.
Так же обсуждался вариант полной замены поступающих на вооружение американской армии самолётов F-35. В качестве альтернативы предлагался более простой и более дешёвый самолёт. Им может стать какая-нибудь производная (модификация) проверенного истребителя F-16. А программа F-35 всё так же продолжает подвергаться резкой критике как со стороны военных, так и со стороны гражданских лиц.
Резюмируя приведённую информацию необходимо отметить, что все эти заявления, касающиеся F-35 возникли неспроста. Можно предположить, что через некоторое время начнётся плавное сворачивание всей программы расхваленного самолёта. Почему? Потому что эта машина была ориентирована в том числе и на иностранных заказчикам. Планировалось строить истребители за чужой счёт. А в современных экономических реалиях европейским партнёрам США по НАТО может быть уже не до дорогих самолётов, тут бы сохранить экономику стран.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!