Уважаю и люблю наших водномоторников. Но давайте скажем честно, грамотно обслуживать свою технику, многие из нас только-только начали привыкать...
Не ремонтировать, когда уже всё сломалось — а вовремя делать профилактическое ТО, заливать качественные (а не какие подешевле нашел) жидкости, регулировать обороты ХХ (чтобы не включать потом передачу с жёстким ударом)...
В общем, делать всё то, что рекомендовал производитель.
Пара слов, на примере машин. А уже потом — к лодкам.
Чего греха таить? Ещё каких-то, лет 25-30 назад, многие из нас и к машинам относились как к чугунной гире: "А чё с ней будет"?..
Живя в Сибири, постоянно наблюдал — как в 40-градусные морозы народ заводит машины на стоянках.
Приходят морозным утром к своей "Девятке", "Шестёрке", праворульной "Камрюхе" или старому двухлитровому "Форду" из Германии. Вяло крутанут пару раз мотор, затухающим аккумулятором — и тот всё, погас.
Смотрю в окно: Уже тащат бедолагу "на галстуке", пытаясь завести "с толкача". Машины тогда были, в основном, с механическими коробками.
Многие рассуждали так: Что делать, если холодно и аккум не может провернуть мотор?.. Надо разогнаться и резко бросить сцепление на второй передаче.
Сейчас такое уже редкость (поумнел народ), а тогда — в каждом дворе, чуть не в каждое морозное утро, по машине с провернувшимися вкладышами.
Раскошелиться на "зимнее" масло, считалось барством. А заводить с толкача машину, с пластилином в моторе — вроде так и надо...
Кто постарше, те хорошо помнят — что мы совсем недавно стали привыкать к грамотному обслуживанию машин. Конечно, "недавно" — это по меркам 60-летнего человека )))
Теперь о лодках и их моторах.
Но, если заботиться о машинах мы уже привыкли — то с ПЛМ дела обстоят не так хорошо. Чуть не каждый день, в комментариях вижу фразы:
"Да я на своей Ямахе 5 лет не менял масло в редукторе. И никаких проблем. Хороший мотор".
Или: "Зачем менять крыльчатку помпы? Мотору 10 лет, водичка бежит, проблем никаких"...
Многие даже и не знают, через какое время или количество моточасов производитель рекомендует использовать ремкомплект для помпы охлаждения.
А уж когда заходит разговор о тахометре для лодочного мотора, чего только не наслушаешься...
И о том, что это баловство для зелёных пацанов — а я обороты двигателя и так слышу. И о том, что тахометры для лодок нужны только торгашам, чтобы впаривать их доверчивым лодочникам. И так далее и тому подобное...
А я очень советую всем, у кого на лодке ПЛМ, хотя бы от 8 "лошадок" — пользоваться тахометрами. На корпусной лодке, лучше установить классический (с циферблатом и крупной стрелкой).
На ПВХ с небольшим мотором можно и такой, как на фото ниже. Правда, слабо видны показания в солнечный день. Да и погрешность такого прибора высоковата...
В каких случаях тахометр для лодочного мотора необходим. А в каких — просто помогает:
- При обкатке ПЛМ важен контроль оборотов.
- При подборе гребного винта тоже необходим тахометр.
- Во время длинных переходов по воде, тахометр помогает выбрать оптимальный режим, для экономии топлива. Идеально, если и показания скорости есть (для этого может подойти и навигатор в смартфоне).
- Для регулировки оборотов ХХ. Если есть опыт, можно это сделать, ориентируясь на слух и вибрацию — но с прибором всё-таки лучше.
Ниже будет ссылка, как я устанавливал тах на свою лодку (с ПЛМ Suzuki DT30).
И да... Если вам кажется, что во время движения, в лодке, вы можете адекватно оценивать количество оборотов двигателя на слух... Выбросьте это из головы. Было время, я тоже так считал. Когда мне говорили обратное — спорил. Аж, олдскулы сводило от возмущения ))) Пока сам не убедился.
Советовал уже не раз. И повторю: Установите тахометр, не экономьте на этом. Двигатель скажет вам спасибо — и проживёт длинную, счастливую жизнь.
На фото ниже — небольшая приборная панель моей лодки "Крым".
Теперь ссылки по установке "таха". А после них будет видео "Подбираю шаг гребного винта при максимальной загрузке".
Ссылки: "Ставим тахометр в лодку" (ссылка). "Что такое перекрут мотора (на примере ПЛМ)" (ссылка). Канал "Лодочник" в Telegram (ссылка).