Перекрут мотора или прохват (воздуха). Что это такое? Чем опасно? Из-за чего происходит?..
Идёте на лодке по воде. Режим глиссирования. Радуетесь жизни... И вдруг, мотор взвыл громче (быстрее и как-то визгливо)!.. А потом снова, всё нормально. Ваш ПЛМ равномерно работает — толкает лодку.
Что это было?.. Прохват воздуха. И перекрут, вызванный этим прохватом. Резкое повышение количества оборотов двигателя. Опасно, когда обороты двигателя поднимаются выше максимальных (паспортных) значений.
Но бывает и наоборот — недокрут. Вы даёте полный газ, а мотор не может развить максимальное количество оборотов в минуту (об/мин.). Почему так происходит?.. Сейчас обсудим...
Начнём с простейшего, известного всем:
Если ваш лодочный мотор недокручивает положенные ему (паспортные) обороты — значит он не выдаёт полную мощность.
Перекручивает, значит гробится (ускоренно изнашивается) мотор. Иногда, катастрофически ускоренно.
По какой причине это может происходить? Причин несколько:
Во-первых, неправильно подобранный гребной винт (его шаг и диаметр).
Во-вторых, это может быть ошибка "наездника". Типа: "Выкручиваю газ до полного! Брызги за кормой, сопли пузырём. Мама, я капитан!.."
А то, что при этом обороты вашего двухтактника зашкаливают к 6 тысячам, а мотор визжит как истеричная бензопила — это вам не интересно. "Деньги плОчены, пусть везёт"...
К прохватам воздуха (а значит и кратковременному перекруту по оборотам) может привести, так же — и нарушенная геометрия днища корпусной лодки (например, ложка у транца).
А у ПВХ лодок это бывает по причине слабого давления днища (киля) или просто, непродуманной конструкции днища.
В результате, под днищем лодки образуется воздушный пузырь, который периодически вылетает под гребной винт. Винт, теряя сопротивление воды, резко прокручивается на повышенных оборотах.
Вы слышите эти периодические "взвывания" и не можете понять причину прохватов...
Недокрут мотора не страшен. Вы просто не можете использовать всю мощность своего ПЛМ. Перекрут хуже. Как уже сказано, он губит мотор.
Чтобы избежать этого:
1. Следите за состоянием днища вашей лодки.
2. Подберите оптимальный шаг (и диаметр) гребного винта.
3. Правильно установите ПЛМ на транце лодки.
4. Равномерно распределяйте груз в лодке (с учётом особенностей вашей модели).
Ниже будут даны ссылки на подробные советы, как это сделать.
5. Установите тахометр. И не надо говорить, что вы опытный автолюбитель и привыкли по звуку определять обороты двигателя.
На лодке это не работает. Попробуйте на ходу (с ветерком и волной), по звуку отличить 4600 от критических 5600 оборотов вашего двухтактника...
Уточню: Чем выше мощность мотора, тем более актуален контроль оборотов. На мелкомоторе, можно обойтись и без этого. Но, если вы поставите тахометр даже на мотор в 8 л.с, это будет не лишним.
Теперь, обещанные полезные ссылки:
"Как подобрать шаг гребного винта для ПЛМ" (ссылка). "Как я ставил тахометр на лодку Крым с мотором Suzuki DT30" (ссылка). "Как правильно установить ПЛМ на лодку" (ссылка).
Не забывайте подписываться! Потом, нажав кнопку "Подписки" — будет проще находить новые публикации своих любимых каналов на Дзене.
Ниже видео: Тестирую винты разного шага на загруженной лодке.