Истребитель F-16 Fighting Falcon, совершивший свой первый полёт в 1974 году и принятый на вооружение американскими ВВС четыре года спустя, выпускается по сей день и стоит на вооружении армий десятков стран. В течение нескольких десятилетий производства самолёт неоднократно модернизировался и обретал новые возможности. В результате из "чистого" лёгкого истребителя "Боевой сокол" превратился в многофункциональный ударный самолёт, способный решать целый ряд задач тактического характера, вплоть до нанесения ударов ядерными боеприпасами.
Самой совершенной модификацией самолёта является F-16V Block 70/72 Viper ("Гадюка"). По некоторым данным, новый истребитель данной модификации обходится иностранным заказчика дороже, чем истребитель 5-го поколения. Американцы умеют делать деньги, вписывая в экспортные контракты дополнительные опции в виде обучения персонала и лётчиков, технического, материального и логистического обслуживания, а так же стоимость боеприпасов. Если сильно захотеть, то под эти пункты контрактов можно подогнать абсолютно любую сумму. При том что странам-партнёрам просто некуда деваться, приходится покупать то, что предлагают из-за океана.
F-16 по праву заслужил репутацию лучшего в мире лёгкого истребителя. Хотя бы из-за повышенного спроса на него и количества выпущенных машин. За все годы производства было собрано более 4600 экземпляров этого самолёта. Однако и здесь всё весьма неоднозначно. Всё дело в том, что F-16, поставляемый США союзникам, называют худшим истребителем 4-го поколения в мире. Публикация на данную тему как-то появилась на страницах американского военного издания Military Watch.
В публикации экспертов из США говорится о том, что "Боевой сокол" выпускался в различных конфигурациях. Например, модификация, созданная для ВВС Объединённых Арабских Эмиратов является менее совершенной, чем базовая модификация. Израильский вариант F-16I так же уступает базовой версии, но и стоит дешевле. А есть ещё сильно урезанные в возможностях варианты для более бедных стран третьего мира.
Ключевым фактором появления такого разнообразия модификаций послужило стремление США ограничить возможности ВВС целого ряда стран мира. Кроме того Вашингтон регулирует использование "Боевых соколов", прописывая в контрактах регионы, где ими можно оперировать. Ещё одним фактором, повлиявшим на то, что F-16 отнесли к разряду самых худших истребителей 4-го поколения, является длительность его выпуска. Самолёт в строю более 40 лет. Разница между первыми вариантами F-16 и последней модификацией F-16V Block 70/72 просто поразительная, особенно в авионике.
Авторы материала приводят пять стран мира, которые имеют на вооружении американские истребители F-16, но от наличия самолётов данного типа боеспособность воздушных флотов этих государств никак не возросла. Имеющиеся на вооружении "Боевые соколы" – наименее боеспособные F-16 из когда-либо выпущенных.
Венесуэла
Конечно, в современных условиях эта латиноамериканская страна не является союзником США, но когда-то была таковым (прим.). Венесуэла является одним из немногих оставшихся операторов F-16A/B Fighting Falcon. Именно венесуэльские ВВС стали одним из первых иностранных заказчиков истребителей данного типа в начале 80-х годов прошлого столетия. В настоящий момент в наличии ВВС страны имеются 18 "Боевых соколов". За время нахождения на боевой службе эти самолёты не модернизировались.
Венесуэльские военные особо не полагаются на эти истребители, поскольку они используют устаревшие ракеты AIM-9L/P и Python 4 класса "воздух-воздух" и не имеют особых возможностей для выполнения для перехвата воздушных целей на дальних дистанциях. Аналогичная ситуация и с выполнением ударных задач по наземным целям. Если к этому добавить устаревшую авионику, то становится понятно, что венесуэльские F-16 почти не в состоянии противостоять современным истребителям. Хотя по региональным стандартам ВВС Венесуэлы значительно превосходят воздушные силы соседних Аргентины и Бразилии.
Индонезия
Самолёты F-16 ВВС Индонезии, так же как и венесуэльские, не способны вести дальний воздушный бой. Их основное вооружение состоит из устаревших ракет AIM-9 Sidewinder для ближнего воздушного боя. Самолёты индонезийских ВВС новее, чем венесуэльские, и в комплект их вооружения входят ракеты AGM-65G для уничтожения наземных целей. Кроме того, авионика индонезийских истребителей лучше подходит для нанесения высокоточных ударов.
Чтобы компенсировать недостатки своих F-16, Индонезия в значительной степени полагается на имеющиеся в наличии ВВС истребители Су-27 и Cу-30 российского производства, вооружённые современными ракетами класса "воздух-воздух" с активным радиолокационным наведением и различными ракетами класса "воздух-поверхность". В настоящее время на вооружении ВВС Индонезии находятся 9 истребителей F-16A/B и 24 F-16C/D. Все машины данного типа являются подержанными, были приобретены у США. Только самые новые самолёты из этого числа могут нормально выполнять ударные функции.
Египет
Формально союзник США. Эта североафриканская страна является одним из крупнейших операторов "Боевых соколов". И эти египетские F-16 часто называют самыми худшими в мире из самолётов данного типа. В египетских самолётах установлена сильно ухудшенная авионика, а применение самих истребителей жёстко контролируется Штатами. Из-за отсутствия необходимых ракет египетские F-16 не могут вести дальний воздушный бой. Кроме того, среди имеющихся авиационных средств поражения нет ни одного, предназначенного для работы по наземным или надводным целям.
Имеющиеся ракеты класса "воздух-воздух" имеют малую дальность пуска и крайне неустойчивы к средствам радиоэлектронного противодействия. Соответственно, египетские F-16 являются малопригодными для обеспечения нормальной ПВО территории огромной страны. Египетские F-16 редко можно увидеть с чем-то более серьёзным, чем оборонительные ракеты AIM-9. Управляемые ракеты средней дальности AIM-7 используются крайне редко.
Средства электронного противодействия самих самолётов так же имеют сильно заниженные возможности.
Ирак
Эта ближневосточная страна является союзником США. Основа ВВС страны – 34 F-16IQ Fighting Falcon. Самолёты относительно новые, поставлены в 2014-2017 годах. Но новизна не делает их более боеспособными. Иракские истребители оставляют желать лучшего с точки зрения боевых характеристик, поскольку обладают сильно ухудшенной авионикой. Кроме того, иракским ВВС было отказано в передаче дальнобойных ракет AIM-120 класса "воздух-воздух" (так же как и Египту). Считается, что ограничение боевых возможностей иракских самолётов связано с озабоченностью Израиля, поскольку ранее иракские самолёты часто нарушали его воздушное пространство. Ираку были предоставлены F-16 c минимальными возможностями только для того, чтобы американская компания "Локхид Мартин" могла получить контракт и заработать на нём.
Турция
В конце 2010-х годов Израиль снял с вооружения своих ВВС часть истребителей F-16. После этого Турция стала крупнейшим оператором самолёта данного типа. На вооружении турецких ВВС до сих пор остаются около 250 "Боевых соколов". Однако в отличие от большинства F-16, стоящих на вооружении многих стран мира, турецкие самолёты не были широко оснащёны современными ракетами AIM-120С класса "воздух-воздух".
О более совершенных AIM-120D речи даже не идёт. В результате ракеты турецких самолётов имеют ограниченную дальность пуска в 70 километров и очень неустойчивы к средствам радиоэлектронного противодействия. Даже те турецкие F-16, которые были замечены с небольшим количеством AIM-120C на подвеске, вооружались ими вместе с устаревшими ракетами AIM-120B. Последний факт говорит об острой нехватке современных боеприпасов в ВВС Турции.
Официальному Стамбулу было отказано в доступе к современным модификациям истребителям F-16, а продажа пакетов модернизации для уже имеющихся в наличии самолётов вызвала серьёзное сопротивление в Вашингтоне.
Из перечисленных пяти государств, имеющих на вооружении американские истребители F-16, три страны официально заявлены в качестве союзников США. Но что это за союзники? Исходя из наличия устаревших самолётов, либо самолётов с очень ограниченными возможностями, можно сделать вывод, что официальный Вашингтон чётко разделяет союзников. Есть главные союзники, которым достаётся всё за их немалые деньги, а есть союзники "второго сорта". И нужны последние лишь до тех пор, пока нужны... Наглядная демонстрация всей внешней политики властей США.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации!