В 1998 году на операционном столе у нашего преподавателя умерла пациентка.
И это горе имело бы, в общем, локальный масштаб, если бы не то обстоятельство, что хирург не успел к женщине даже прикоснуться.
Она погибла от злокачественной гипертермии во время дачи наркоза, и этот случай стал первым в череде абсолютно таких же, происходивших в нашей стране на протяжении следующих 20 лет.
История совершенно дикая, плохо подлежащая осмыслению, и её не спишешь на лихие девяностые.
Женщина была носителем сломанного гена, который отвечает за работу ионных каналов в мышцах. Надо сказать, что человек может прожить с этим всю жизнь в полном неведении, так как единственной причиной для развития молниеносной гипертермии являются препараты для наркоза.
Под их воздействием в мышцах резко ускоряется метаболизм, быстро поглощается кислород и нарастает теплоотдача.
Температура тела пациента поднимается до 44-45 градусов, мышцы разрушаются, продукты их распада попадают в кровь, и от изменений электролитного баланса гибнут остальные органы.
Во всем мире существует только один препарат для спасения таких больных, называется дантролен. Он способен заблокировать неконтролируемое поступление кальция в мышцу и остановить трагический каскад.
В 1997 году права на этот препарат приобрела другая компания, и для продолжения поставок требовался обновленный пакет документов.
Процесс застопорился из-за бюрократических проволочек.
Комитет, от решения которого зависели жизни людей, по неясной причине тянул и тянул, и здоровая психика отказывается верить в то, что это продолжалось до 2022 года.
Если у вас есть знакомый анестезиолог, спросите у него, как он сохранял рассудок и профессионализм, зная о том, что такое может случиться с любым пациентом, а он точно не сможет ему помочь.
Сегодня дантроленом укомплектованы все операционные и стоматологические кабинеты, но некоторые пациенты задаются вопросом: а как узнать, не в группе риска ли я?
Вообще да, есть «золотой стандарт» для выявления предрасположенности к злокачественной гипертермии: это галотано- кофеиновый тест. Для его проведения нужны мышечных волокна, полученные при биопсии четырехглавой мышцы бедра.
Но в нашей стране он не выполняется.
Существует также генетический тест по крови, но он имеет низкую специфичность.