Основными критериями при выборе мотоциклетного шлема, как правило, являются удобство, вес, шумность, запотевание визора и так далее. Но самым главным показателем выбора является безопасность, из-за чего большинство покупателей его и приобретают. Данная статья расскажет о самых популярных и распространенных стандартах безопасности шлемов и нововведениях, которые периодически и систематически добавляются в нормативные документы.
Сертификация как гарантия безопасности шлема
Во многих современных, цивилизованных странах, где осуществляется производство и продажа шлемов, широко распространена система сертификации. Государство проверяет, тестирует выпускаемые и продаваемые шлемы, чтобы они соответствовали требованиям безопасности во время езды на мотоцикле.
Сегодня мы расскажем вам о самых известных и применяемых видах сертификации:
- Американская сертификация DOT;
- Европейская сертификация ECE 22.05.
Также существуют дополнительные агентства, которые тестируют шлемы и присваивают им различные звездочки безопасности. Это британское агентство SHARP и американское SNELL, о которых мы расскажем в следующей статье.
Но для того, чтобы подробно с ними ознакомиться, необходимо знать для чего тестируются мотошлемы, и чего эти тесты пытаются добиться.
Тестирование шлемов
Как всем известно, при производстве автомобилей их тестируют с помощью специальных краш-тестов, которые моделируют виды всевозможных столкновений при дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Автомобиль испытывается на фронтальное и боковое столкновения, удар об столб, наезд на пешехода и другие происшествия. В отличие от автомобильных краш-тестов, которые с легкостью симулируют ДТП, при тестировании шлемов аварии не имитируются.
В ситуации с мотоциклами все гораздо сложнее, так как очень много переменных. Начиная от типа мотоцикла, посадки и веса водителя, заканчивая числом и расположением других участников дорожного движения, которые находятся непосредственно рядом с мотоциклистом в момент аварии. Поэтому во время испытаний, тестирования шлемов, учитывают с какой энергией удара они смогут справиться. Тестирование заключается в надевании на модель головы шлема, который снабжен специальными датчиками, регистрирующие воздействие на голову в момент аварии. Далее составляется заключительный документ, который соответствует требованиям той или иной сертификации.
Для начала, лучше всего ознакомиться с американской сертификацией DOT, так как она самая простая.
Сертификация DOT: плюсы и минусы
Несмотря на то, что сертификация родом из США, этапы тестирования и испытаний несложные.
Их всего 4:
- испытание на удар по корпусу шлема;
- проникновение в конструкцию шлема постороннего предмета;
- надежность и прочность ремня мотошлема;
- тест на угол обзора.
Все 4 этапа шлем проходит в мокром, горячем и холодном состояниях.
Требования сертификации довольно старые, но если шлем прошел эти тесты, то, в принципе, от ударов он защитит.
Но у американской сертификации DOT есть немаловажный недостаток. Саму сертификацию проводит производитель шлемов, а не государство. То есть, если компания, выпускающая мотошлемы, решит, что шлем прошел ее сертификацию, то она имеет право продать этот шлем. Весь американский рынок основан на доверии власти к производителю.
Но это не совсем так. Иногда государство нанимает сторонних подрядчиков для проверки случайно, выборочно взятых шлемов на соответствие требованиям сертификации DOT, чтобы удостовериться, не обманул ли производитель, удовлетворяет ли шлемы стандартам безопасности.
Как оказалось, такая проверка приносит свои плоды. В период с 2014 по 2019 год государство проверило 167 моделей шлемов, 72 из которых не прошли испытания. А это 43%. То есть 43% мотоциклистов одевают шлемы, имеющие маркировку сертификации DOT, но, на самом деле, не прошедшие полноценное тестирование на стандарты безопасности. Как видно, такая сертификация, с точки зрения безопасности шлема, не годится.
Сертификация SNELL: плюсы и минусы
Помимо обязательной сертификации DOT, в Америке существуют агентства, которые обеспечивают добровольное тестирование SNELL. Сотрудники агентств сами отбирают мотошлемы и испытывают их. Такие тесты имеют более строгие критерии испытаний. В результате тестирования шлему присваиваются звездочки безопасности.
Особенностью тестирования SNELL является то, что испытываются, в основном, спортивные модели шлемов для мотогонок. Поэтому шлемы тестируются без дополнительных аксессуаров, в виде модуляров, очков и других атрибутов. То есть большинство обычных дорожных мотошлемов не проходят тестирование SNELL.
Более подробно останавливаться на тестировании SHELL не стоит, так как в Российской Федерации продаются мотоциклетные шлемы, которые сертифицируются по европейским стандартам. А европейская сертификация значительно отличается от американской. Теперь настало время познакомиться с сертификацией ECE 22.05.
Сертификация ECE 22.05: плюсы и минусы
Сертификация ECE 22.05 была введена 20 лет назад. Но несмотря на то, что она моложе сертификации DOT, имеет более строгие требования к безопасности шлемов. Сертификация осуществляет проверку мотошлемов на:
- удар по корпусу;
- жесткость шлема;
- удержание на голове;
- прочность ремня и многое другое.
Помимо испытаний на механические повреждения, проводятся тесты на стойкость воздействия растворителей, температуры, ультрафиолета, влажности. Также тестируются визоры на прочность и надежность. Как они преломляют свет, как искажают картинку. Проверяются даже светоотражающие наклейки на правильное отражение света от них.
Главным преимуществом европейской сертификации является тестирование мотошлемов независимой лабораторией, перед поступлением в продажу. Еще один плюс – это повторная проверка партий, чтобы производитель не мог спекулировать ценами и экономить на качестве шлемов.
Первый недостаток сертификации ECE 22.05 в том, что рассматриваются частые случаи аварий. Это значит, что сила удара мотошлема при европейской сертификации берется значительно меньше, чем при американской.
Вторым минусом является регламентированное, фиксированное количество мест на шлеме, куда будет осуществляться удар, их 5. А это значит, что производители усиливают только эти места конструкции шлема. А что будет, если удар прилетит в другое место мотошлема, никто не знает.