В 2021 году в России продано 1,6 млн машин, из которых 1,3 млн собраны в нашей стране. Производство набирало обороты, а инвестиции в российскую автомобильную отрасль стабильно росли…
Но по итогам 2022 года продажи сократились в 2,4 раза: реализован 626 281 новый автомобиль, что меньше на 58,7%, чем годом ранее.
Весной 2022 года почти все заводы иностранных марок остановили работу, так что их автомобили в Россию больше не поставляются, и эти поставки вряд ли возобновятся в скором будущем.
Какие автомобильные заводы остановили производство в России?
До весны 2022 года в РФ работали больше десяти крупных заводов, выпускавших иномарки. После введения санкций в марте 2022 большинство из них решили остановить производство в России: за этот месяц было выпущено порядка 41 тыс. автомобилей, на 72,1% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Европейские автопроизводители – BMW, Volkswagen, ŠKODA, Audi и Porsche – отказались от поставок машин в Россию. О прекращении какого-либо бизнеса в нашей стране сообщили Renault, Nissan, Cadillac и Chevrolet.
Свои машины российским покупателям больше не поставляют японские производители Lexus, Toyota, Mazda, Mitsubishi и Subaru. Премиальные бренды Dodge, Aston Martin, Ferrari, Lamborghini, Bugatti, Infiniti, Rolls-Royce, Jaguar и Land Rover также ушли из РФ.
Какие автомобильные марки остаются в России:
1. отечественные LADA, Москвич и УАЗ;
2. представители китайского автопрома: Chery, Omoda, EXEED, KaIYI, Haval Geely, JAC, FAW, Dongfeng, Changan и Foton.
Параллельный импорт: есть ли надежда?
Цель параллельного импорта – улучшить ситуацию с автомобильными поставками, хоть и все понимают, что полностью решить эту проблему не получится. Минпромторг составил перечень товаров, которые можно ввозить на территорию России без разрешения правообладателей. Данный список включает в себя многие бренды, покинувшие РФ, в том числе одни из самых востребованных – Renault, ŠKODA, BMW и Audi.
Из-за проблем с логистикой стоимость машин по параллельному импорту увеличивается. Плюс, тот факт, что сами бренды согласия на поставки не давали, исключает выполнение ими гарантийных обязательств.
Планирует ли кто-то из автопроизводителей возвращаться в Россию?
Ряд брендов, уходя из России, предусмотрели возможность «передумать и вернуться»: в их договорах о выходе из совместного бизнеса и передаче активов есть опция по выкупу долей. Такую сделку заключили Renault, Ford, Mazda и Nissan.
Renault продал долю в «АвтоВАЗе» и завод в Москве с возможностью обратного выкупа в течение 6 лет. Для французской марки рынок России был одним из самых масштабных, а если быть точнее – вторым после родного рынка, причем, если у нас в 2021 году было продано 482 264 «Рено», то во Франции всего на 39 тыс. больше. 2022 год компания Renault закончила с чистым убытком 338 млн. рублей.
Полностью ушел из России «Дженерал моторс», который продавал внедорожники и кроссоверы Chevrolet и Cadillac. Отметим, что официальных сообщений об этом не было, и СМИ опирались исключительно на те письма, что были направлены дилерам.
Какие авто придут на смену ушедшим брендам?
Среди главных и самых ожидаемых автомобильных новинок, которым предстоит заменить популярные «Рено», «Фольксвагены» и «Шкоды» – в основном, представители отечественного и китайского автопрома.
Haval Dargo X
Специальная версия кроссовера Dargo с улучшенными внедорожными свойствами вышла в I квартале 2023 года. Машины поставляются прямиком из Китая, под капотом – мощный 2-литровый бензиновый мотор на 192 л.с., который работает с роботом и полным приводом.
Сейчас семейство Haval представлено шестью кроссоверами и внедорожниками: Dargo, Dargo Х, Jolion, F7, F7x и флагман марки – 7-местный Н9.
Geely Monjaro
Это новый флагман Geely в России, «Monjaro» – название африканского вулкана в Килиманджаро. Внедорожник достигает в длину 4770 мм, на нем установлен безальтернативный 2,0-литровый турбомотор Volvo на 238 л.с., к которому идут 8-ступенчатый «автомат» и полный привод.
Всего в линейке Geely представлено четыре кроссовера: большой Monjaro с премиальным оснащением, городской компакт-кросс Coolray, семейный Atlas PRO и купе-кросс Tugella, который вовсю завоевывает народную любовь.
Chery Arrizo 8
В самое ближайшее время ожидаются поставки седана Chery Arrizo 8, который мог бы конкурировать с Hyundai Elantra и Toyota Camry, если бы таковые к нам еще завозились.
Arrizo 8 оснащается бензиновыми двигателями 1,6 л на 197 л.с. или 1,5 л. на 156 л.с.
Omoda S5
В 2023 году выйдет седан S5, который займет тот же сегмент, в котором раньше были Skoda Octavia и Hyundai Elantra. В качестве силовых агрегатов для S5 предлагаются атмосферный и турбированный моторы на 113 и 147 «лошадей» соответственно.
Уже в «базе» Omoda S5 доступна с кожаной отделкой салона, медиасистемой с двумя 10,25-дюймовыми дисплеями, камерами кругового обзора и бесключевым доступом. Топовые комплектации будут оснащаться подогревом задних кресел, климат-контролем с ионизатором и панорамным люком.
EXEED RX
EXEED RX признан мировым шедевром в области дизайна. Его длина достигает 4781 мм, ширина – 1920 мм. Палитра включает 6 цветов: черный и белый дополнены двумя оттенками серого, пастельным зеленым и синим. Колеса – 20-дюймовые, под капотом – турбированный двигатель 2.0 TGDI с отдачей 249 л.с., который комплектуется 7-ступенчатым «роботом» Getrag с двумя мокрыми сцеплениями.
Премиальный RX можно заправлять 92-м бензином, а разгоняется он до 205 км/ч.
«Москвич 6»
Кроссовер «Москвич 3» и его «зеленая» версия «Москвич 3е» вышли в 2022 году; в 2023-ем семейство пополнится второй моделью — седаном «Москвич 6» (это прототип китайского Sehol Yao), который можно сравнить с «Октавией» или «Элантрой».
Новый седан будет оснащен бензиновым мотором 1,5 л с отдачей 150 л. с. Продажи стартуют во II половине 2023 года, а цены составят от 2,3 до 2,5 млн. руб. за топовые версии.
Kaiyi Х3 и X3 Pro
Kaiyi Е5 уже успешно продается в России, плюс, в 2023-м модельный ряд бренда в России пополнится кроссоверами X3 и X3 Pro. Модели имеют одинаковые габариты, они чуть больше Hyundai Creta. Под капотом Kaiyi Х3 – «атмосферник» 1,5 л на 116 л. с., X3 Pro оснащен турбированным агрегатом мощностью 147 л. с.
LADA Vesta NG
Пожалуй, одна из самых ожидаемых и значимых новинок 2023 года. На Lada Vesta NG (New Generation) устанавливается либо восьмиклапанный мотор ВАЗ-11182 объемом 1,6 л и мощностью 90 л.с., либо более мощный 16-клапанный агрегат с отдачей 106 л.с. Они работают в паре с 5-ступенчатой механикой. Не исключено, что в 2024 году будут выпускаться автомобили с вариатором.
Стандартное оборудование новой генерации «Весты» включает полностью светодиодную оптику, ABS, две подушки безопасности, руль, регулируемый по вылету и высоте, запуск мотора с кнопки, кондиционер и т.д. В «богатых» комплектациях доступны цифровая приборная панель, мультимедиа Enjoy Vision Pro 10, зональная подсветка, боковые подушки безопасности, черная крыша и зеркала, а также 16-дюймовые литые диски.