Одним из самых необычных сооружений Пушкина является Федоровский городок. Он был возведен в 1913-1915 годах по проекту архитектора С.С. Кричинского для проживания причта и служителей Феодоровского государева собора, который находится напротив. За основу архитектор взял идею старинных монастырских или боярских усадеб, состоящих из ряда палат, обнесенных оградой, с башнями на углах и с проездными воротами в стенах.
Древнерусский стиль в архитектуре начал набирать популярность при Александре III. При нем началось строительство Спаса-на-Крови, стали модны балы в костюмах допетровской Руси. Николай II продолжил идеи своего отца.
В оформление зданий городка Кричинский обращается к мотивам Московской, Ростовской, Владимиро-Суздальской и Псковско-Новгородской архитектуры XVI-XVII веков.
Причиной этого стала не только идея создать памятник всей древнерусской культуре, но и иерархия построек городка. Главные постройки обращены к собору - трапезная и дом священников были выполнены в нарядной Владимирской и Ростовской стилистике. А второстепенные постройки - дом дьяконов, дом причетников, бани, прачечные и прочие хозяйственные сооружения в скромном Псковско-Новгородском стиле.
Самая парадная постройка городка - это Трапезная палата. На первом этаже этого здания была расположена канцелярия собора и квартира ктитора храма полковника Д.Н. Ломана. На втором этаже располагались библиотека, домовая церковь, увенчанная шатровым завершением с образом Георгия Победоносца и большой зал Трапезной.
Комнаты в Трапезной палате были со сводчатыми потолками, украшенные русской росписью. Стены были расписаны орнаментами и гербами в русском стиле. Мебель в комнатах была сделана под гарнитуры допетровского времени.
Всего палат было пять: Трапезная; Белая палата (баня и прачечная), Розовая палата (дом дьяконов), Белокаменная (дом священников) и Желтая (дом причетников).
Строительство городка закончили к лету 1914 года. Однако церковнослужителям городок так и не передали. По решению императора в зданиях городка разместился Царскосельский лазарет No17.
В нем сестрами милосердия работали императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна.
Императрица с дочерьми прошли специальный курс сестринского дела у Веры Гедройц. А после работали под ее руководством.
Директором лазарета был назначен ктитор собора Дмитрий Ломан, благодаря которому Федоровский городок превратился, в так называемый, культурный центр. В квартире Ломана проходили собрания Общества возрождения художественной Руси, в которой объединялись художники, искусствоведы, коллекционеры.
Известными членами общества были Н. К. Рерих, В. М. Васнецов и И. Е. Репин. Со временем они намеревались создать в Трапезной палате музей русского народного декоративно-прикладного искусства, старинных икон и оружия.
Для помощи персоналу госпиталя в зданиях Феодоровского городка был размещён Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд No 143 её императорского величества государыни императрицы Александры Фёдоровны. Поезд привозил с фронта в Царское Село раненых, которые размещались в царскосельских лазаретах.
Поезд состоял из 21-ого пульмановского вагона. До первого налета австрийской авиации поезд был синий с белой крышей. После их перекрасили в менее приметный маскировочный цвет.
Труд санитаров в поезде был не из легких: им нужно было переносить тяжело раненых и больных на носилках, размещать их в вагоны, загружать и выгружать имущество, получать продукты, раздавать еду, поддерживать поезд в чистоте и порядке
В начале 1916 года по протекции Ломана санитаром на поезд был зачислен Сергей Есенин. Он жил в Доме для низших служащих, который сейчас называют “Башня Есенина”. Помимо того, что Есенина регулярно отпускали в Петроград, у него была еще одна привилегия - он жил не в казармах, а в комнате для четырех человек.
Поэт неоднократно участвовал в концертах для раненых. А также один раз читал стихи императрице, которая подметила, что стихи красивые, но грустные.
“В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Берёзки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.”
За участие в концертах для раненых воинов в царскосельском лазарете императрица Александра Фёдоровна пожаловала Есенину золотые часы с цепочкой и изображением государственного герба. Она попросила Ломана передать их Есенину. Но тот решил, что простому рядовому они не нужны и оставил золотые часы себе, а Есенину подарил обычные. Но на часах был номер и в дворцовых документах была запись о том, когда и кому часы были выданы. После революции были обнаружены бумаги, часы нашли у Ломана. Хотели их передать Есенину, но он уже уехал из Петрограда.
В 1917 году, после отречения Николая II, лазарет закрылся. Все здания Федоровского городка были переданы Институту молочного животноводства, который впоследствии переименовали в Сельскохозяйственный институт.
Кафедры института выехали из городка в 1970-ые годы и здания стали быстро приходить в упадок. В 2019 году в Федоровском городке было решено разместить Патриаршее подворье, благодаря чему началась реставрация.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Особняк Кокорева в Пушкине. "Обитель прокаженного"
Императорский гараж в Царском Селе (Пушкин)
Дворцовая электростанция в Царском Селе (Пушкин)
Утраченные памятники в Санкт-Петербурге. Часть 1
Покровский городок в Пушкине. "Царскосельский Кремль".
Баболовская ванна. "Царь-ванна" в Баболовском парке Пушкина.
Александровский дворец после 1917 года. Что было с дворцом Николая II после революции?
Первая почтовая марка в России
Египетский мост через Фонтанку. Страшное обрушение моста и легенда, связанная с этим.
Как в Российской Империи появился телефон? Кто такие "телефоные барышни"?
Первые автомобили Российской Империи. Какими были первые правила дорожного движения в России?