Переедание — это чрезмерное употребление еды, приводящие к появлению лишнего веса, так как съеденных калорий становится намного больше, чем человек может израсходовать. Как правило при приступах обжорства, человеку сложно остановится даже если употребление пищи вызывает тяжесть, боль и тошноту. А после таких приступов появляется чувство вины, стыда и ненависти к себе.
Сложность его диагностирования связанна с тем, что наличие данного расстройства начинают замечать только при появлении побочных эффектов (ожирения). Но все от куда-то берется и бесконтрольное желание потребления пищи имеет свой путь появления и развития.
И в этом случае очень хорошо подходит избитая всеми фраза: -«Все беды из детства». Конечно, пищевые расстройства могут появиться как реакция на дистресс уже во взрослом возрасте, но при изучении социальной ситуации развития так или иначе будут проскакивать родительские установки, которые являются пусковыми механизмами.
Семья – это прежде всего самые близкие и дорогие люди, которые помогают научиться всему. Их авторитет, особенно в детском возрасте очень высок, а мнение наиболее значимо. Поэтому родители оказывают огромное влияние на формирование убеждений и привычек ребенка, в том числе и по отношению к пище.
Если в детском и подростковом возрасте, проблемы могут быть выражены неярко, так как есть контроль со стороны родителей, то после начала самостоятельной жизни обязательно появятся сложности сохранения контроля.
Давайте рассмотрим 9 наиболее частых ошибок в семейном воспитании, которые могут привести к формированию пищевого расстройства.
Ошибка №1) Отсутствие режима питания.
Режим обязателен. Ребенок не должен хаотично принимать пищу, когда ему захочется и в любых количествах. Это неизбежно приведет к нарушениям в работе желудочно-кишечного тракта.
Ошибка №2) Еда как награда.
Использование пищи в качестве награды или наказания (останешься без сладкого) приводит к формированию связи еда=хорошее настроение, когда плохо или грустно, скучно или хочется себя вознаградить за хорошо проделанную работу.
Ошибка №3) Доедание.
У ребенка должно формироваться осознание чувств голода и сытости, чтобы он мог останавливаться, когда сыт. Заставлять ребенка доедать всю тарелку, а после еще давать что-то сладкое приводит к формированию навыка обжорства и во взрослой жизни на бессознательном уровне человеку будет очень сложно оставить еду на тарелки.
Ошибка №4) Перекорм детей.
Ребенку сложно контролировать свои желания. Ему сложно осознать наступление насыщения. Поэтому взрослые не должны потыкать его капризам и бесконтрольно продолжать кормить «голодную деточку». Помните, что здоровый ребенок не должен иметь «пухлые счётчик и животик».
Ошибка №5) Еда как праздник.
Нельзя допускать, чтобы вкусная и красивая еда была у ребенка только по особым случаям и праздникам. В этих случаях формируется установка мероприятие=праздник живота. Человеку в последствии сложно воспринимать позитивные эмоции от какой-либо деятельности без вкусной еды.
Ошибка №:6) Внешний вид ребенка.
Любые установки взрослых о конституциональном строении ребенка приведут к неизбежным проблемам. Если кто-то в семье считает, что ребенок должен быть упитанным и закармливает его, то неизбежно произойдет нарушение обмена веществ и ожирение. Также к проблемам приведет и установка на чрезмерную стройность ребенка, что сформирует сильное чувство неуверенности, если его внешность в будущем не будет соответствовать стандарту красоты.
Ошибка №7) Наличие пищевых расстройств у родителей.
Если у кого-то из родителей будет постоянное ограничительное питание (диеты) или приступы обжорства, даже при условии организации правильного питания ребенка, может произойти перенос модели поведения родителя. Важно чтобы ребенок видел, как родители организуют и формируют у самих себя привычки правильного и сбалансированного питания. Со стороны родителей будет полным лицемерием говорить ребенку про вред сахара и в тайне пить чай с шоколадкой.
Ошибка №8) Запреты на еду.
Чрезмерный контроль веса и здоровья, например из-за занятий ребенка спортом, является фактором риска. Ограничение ребенка в еде и полный запрет на какие-либо виды пищи, без объективных медицинских показаний, приводит к очень высокому уровню стресса и нехватки питательных элементов для его развития. Психогенное переедание может возникнуть как реакция на неудовлетворенные потребности и желания в детском возрасте, из-за запретов на определенные виды продуктов.
Ошибка №9) Реагирование на стресс и усталость.
У детей и подростков есть тенденция в сложных эмоциональных ситуациях, в случаях психофизического истощения, полностью отказываться от еды или наоборот прибегать к перееданию. Особенно часто это происходит если уже были закреплены модели поведения из вышеописанных ошибок. Поэтому важно чтобы родители были внимательны к переживаниям и состояниям своего ребенка, старались слышит его «просьбы о помощи» и начинали пытаться исправить истинную проблему, а не ее последствия (недоедание или переедания). Тогда у ребенка сформируется хорошая привычка решать проблему более конструктивными способами, нежели пищей.
Организм ребенка только формируется, поэтому если Вы замечаете у ребенка проблемы с пищевым поведением или он уже имеет лишний вес, то нужно обратиться к специалисту, а не усугублять ситуацию действуя на свое усмотрение.
Важно понимать, что если у Вас самих есть наличие симптомов компульсивного переедания, то в самом начале нужно организовать работу по формированию здоровых отношений с едой у самих себя. Вы пример для своих детей, и именно Вы закладываете в них основу для счастливой жизни.
Если Вы заметили у себя симптомы «Эмоционального переедания» и хотите наладить «здоровые» отношения с едой, станьте участником авторской программы по психокоррекции пищевого поведения «Я помогу».
Больше узнать о других видах пищевых расстройств можно, ознакомившись со статьями «Расстройство пищевого поведения – что это такое», «Компульсивное переедание – что это такое» и «Орторексия – почему здоровое питание может навредить».
Бернгардт Ангелина Георгиевна - Клинический психолог, специалист по психокоррекции пищевого поведения и здорового образа жизни.