Сегодня поговорим о региональных самолётах. Спустя год приходит ясность того, какие самолёты из Программы-2030 точно и в срок будут переданы перевозчикам, какие затянут, а какие уж точно под огромным вопросом. Если с Сухими и МС-21 пока что ситуация близка к оптимистичной, да и по Байкалу и Ту-214 можно её считать таковой, то перспективы сдвига сроков есть по той же Ладоге, в то время как Ил-114 реально под огромным вопросом. Но вот один из перспективных самолётов оказался реально в тумане, а сейчас, как выясняется, может реально уйти из программы, это всем знакомый регионал - Л-410.
Причина не в правах на документацию или сам тип - это принадлежит УГМК и производилось УЗГА из комплектов, которые делали в Куновице. Двигатели - всё те же осовремененные старые добрые Вальтеры. УЗГА на финишной прямой с ВК-800СМ, который в теории должен заменить Вальтеры. Осенью нам обещают поставить ВК-800СМ на лабораторию и начать отработку и сертификацию. В остальном, в принципе, самолёт не сложный.
Однако сегодня замминистра Мантурова Олег Бочаров, который курирует наш авиапром, заявил, что совместно с Белоруссией будет разрабатывать самолёт на замену Л-410, что на него поставят ВК-800СМ и БРЭО от КРЭТ, который разработал всё и подготовил в 2019 году, шасси будет неубирающееся, а во главе угла снижение себестоимости лётного часа. Что по этой причине сдвинули сроки поставок 19-местных машин на два года.
Вот хорошо, есть двигатели, БРЭО и неубирающиеся шасси. Но нужно сделать планер, его сертифицировать и пустить в серию, и на всё два года. Тем более совместно с Белоруссией. За два года... А ещё двигателя нету, как такового.
А вообще, какие региональные самолёты реально нужны стране? 19-местные машины с дальностью полёта в тысячу километров? Можно взглянуть на региональное субсидирование, понятно, что самое актуальное - 70-100 местные самолёты, но на наиболее важных направлениях летают старые добрые Ан-24. Это мои любимые - Северо-эвенск, Кепервеем, Черский, Буревестник, Палана, Ленск и многие другие. Это крупные населённые пункты с весьма сложными метеоусловиями, да и расстояния там немаленькие, плюс с запасными не всегда хорошо. Так что если перейти там на маленькие элки, то получим дефицит перевозок, который можно будет решить увеличением рейсов, что приведёт к расширению бюджета субсидирования. С другой стороны из-за сложных метеоусловий, которые могут закрывать в том числе запасные, Л-410 будет чаще сносить рейсы, чем более тяжёлый и дальний самолёт, создавая оторванность населенного пункта, да и на самолётах, кроме пассажиров везут почту и грузы, которые некуда положить в Л-410.
Элке тем не менее работы тоже много найдётся, в основном это касается дальних небольших поселков, где нет аэродромов (но есть посадочные площадки), но это не столь критично для страны в целом. Поэтому наиболее важными самолётами для страны в целом я бы назвал МС-21 и Ладогу. Так они закрывают 90% потребностей нашей авиации. А Элки заменяются Байкалом, который ждёт двигатель. На него есть контракты, он уже летает, пусть и с зарубежным пока двигателем. В данном случае идёт распыление УЗГА, которое одновременно схватилось за три типа самолётов, несколько двигателей, строить новые цеха, равняет Смоленские и Самарские заводы. Не спорю, туда сейчас побежали специалисты, так как зарплаты выше, чем в ОАК с окладами конструкторов от 120 тысяч (это только оклады). Однако, всё же хотелось бы большего упора на Ладогу.
ОДК до конца года пообещала изготовить 10 вертолетных двигателей ВК-650В, которые планируют ставить на Ансаты и другие легкие вертолёты. А позже, на базе этого двигателя создать самолётную версию, которую можно будет ставить на перспективные учебно-тренировочные самолёты. Плюс в том, что двигатель есть, минус - есть Вк-800 и ТВ3-117, однако самолётные версии этих двигателей не доведены до ума. Хотя, возможно, причина в том, что из двигателей пытаются выжать то, на что они неспособны, да и вертолётостроение в стране уже давно выигрывает у самолётов.
Однако, тут ОДК пошла ещё дальше и приступила к изготовлению демонстратора гибридной силовой установки на базе ВК-650 с генератором и двумя электродвигателями, суммарной мощностью до 500 кВт. Эти установки отличаются большей экономичностью и маневренностью (сравните приемистость электродвигателя и ТВД) и смогут устанавливаться на вертолёты, самолёты и беспилотники. Вообще, гибриды универсальны. Могу сказать, что за ними, действительно, будущее. Пока что батареечные самолёты далеки от коммерции, а водородные установки пока что уступают, то гибриды являются полноценными электрическими силовыми установками с использованием привычного всем керосина.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/339352.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/