Здорова, народ!
Данная писанина вовсе не является попыткой рассказать кому-то о том, какие системы зажигания применяются на мотоциклах Урал, Днепр и К-750. Об этом и так все знают. Это есть, по большей части, рассуждения о целесообразности выбора той или иной зажигалки, основанные на определенном опыте (как чужом, так и моем собственном, пусть и очень скромном).
Итак. №1. Стандартная система зажигания.
Это, на самом деле, отличный вариант для непритязательного пользователя. Абсолютно надежна, не велика по цене, ремонтопригодна и крайне широко распространена.
Единственное, что в ПМ-302 может выйти из строя, это конденсатор или пружинки автомата опережения зажигания. Однако происходит это очень и очень не часто. Кроме того, замена конденсатора проблемой не является, а при поломке пружинок грузики можно стянуть проволочкой и продолжить движение. Да, в этом случае мотоцикл будет уже не очень резв, но ехать с таким "усовершенствованием" можно будет сколь угодно долго
Однажды правильно и без спешки отрегулировав ПМ-302, можно забыть про его существование на очень долгий срок.
Чтобы получить наилучший результат неплохо было бы еще проверить симметричность и подогнать кулачки прерывателя. Процедура данная является не быстрой и кропотливой, но после ее выполнения мотоцикл обязательно порадует вас отличной работой.
Из недостатков можно выделить лишь не столь мощную, как на электронных системах, искру.
№2. Электронные системы зажигания СОВЕК и им подобные.
Безусловный плюс - мощная искра, способная, наверное, при прямом попадании убить мелкого грызуна.
Отзывы про них самые разные. Как исключительно положительные, так и крайне отрицательные. У одних они долго верой и правдой служат, у других сразу или почти сразу выходят из строя.
Цена в настоящий момент на СОВЕК, например, очень не маленькая. Ремонтопригодность - так себе. В глубинке прям вот так сразу замену вышедшим из строя деталям не найти. Но всегда можно вернуть на место ПМ-302.
На этот сезон я поставил себе зажигалку, изготовленную на заводе СОАТЭ в г.Старый Оскол, купленную еще лет 15-17 назад. Сейчас таких уже, вроде, не приобрести, если только на Авито.
Раньше поделка завода СОАТЭ считалась хорошим выбором, но были и отрицательные отзывы. На оппозите писали, что с пробегом менее 2000 километров такое зажигание лучше не ставить. Лично у меня с самим зажиганием проблем не было, но из катушки почему-то вытек почти весь лак. Кроме того, прорези под крепежные винты имели не достаточные для необходимой регулировки размеры и пришлось дорабатывать их напильником. Но и это, по правде говоря, не до конца исправило ситуацию.
В любом случае, установив электронную систему зажигания, лучше иметь про запас контактную, ибо мало ли чего...
№3. Самодельная электронная система зажигания на основе комплектующих ВАЗ и ГАЗ.
Абсолютно лучший вариант. Если у вас стандартный мотоцикл, можно оставить родной узел опережения. В случае серьезной доработки двигателя, не помешает еще и ФУОЗ Саруман, который позволит самостоятельно построить график опережения зажигания именно под ваши индивидуальные потребности.
Помимо бесспорного качества и надежности самодельное электронное зажигание является достаточно бюджетным (по сравнению с заводскими) вариантом.
Для установки такой красоты нужно будет сделать/заказать шторку и пластину для крепления датчика Холла. Шторка устанавливается на стандартный автомат опережения. Лично я прикупил по случаю вот такой комплект (кусок ПМ-302 не в счет):
Еще потребуются датчик холла, катушка зажигания и коммутатор.
№4. ПМ-05.
Ставилось на нижнеклапанники, а также Днепр МТ-8, если не ошибаюсь. Совершенно недооцененное зажигание. Да, к нему нужно приноровиться. Но оно позволяет выставлять угол опережения зажигания именно тот, который требуется в зависимости от погодных условий, используемого бензина и т.д.
В большом городе для эксплуатации, скорее всего, не подойдет. Но при езде в населенном пункте типа моего с 40-ка тысячами населения, 3-мя прямыми улицами и практически никакой интенсивностью движения, очень даже не плохой вариант. Для трассы также вполне годно. Одно время планировал поставить себе такое, но пока еще не собрался.
Единственный минус - искра слабовата. Но, думаю, механизм опережения можно адаптировать под электронные компоненты. В таком случае для дальнобоя - вообще отличный вариант.
Еще я с интересом посматривал на ПМ-05 вот по какой причине. Оснастив монетку опережения небольшим градуированным диском можно достаточно легко выяснить идеальные для оппозита углы опережения, а не подбирать их методом "научного тыка". И построить на основании полученных данных идеальный именно для вашего мотоцикла график для настройки электронное системы, оснащенной, например, ФУОЗ.
Всем добра!